ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2006 года Дело N Ф04-9504/2005(18511-А81-25)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску на решение от 27.09.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-2738/05 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецТрансСервис" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску ЯНАО о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансСервис" (далее - ООО "СпецТрансСервис") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску (далее - налоговый орган) от 31.03.2005 N 1690.
Решением арбитражного суда от 27.09.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новый об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика. В обоснование своей позиции указывает, что в нарушение положений статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, в качестве документа, подтверждающего оплату НДС, обществом представлены кассовые чеки, в которых сумма налога отдельной строкой не выделена; в нарушение пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации обществом неправомерно заявлены налоговые вычеты при оплате гостиничных услуг.
ООО "СпецТрансСервис" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "СпецТрансСервис" уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2004 года, с суммой налога, заявленной к вычету по расходам на командировки, в размере 6940 руб. По результатам проверки инспекцией принято решение от 31.03.2005 N 1690, которым общество привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату НДС за декабрь 2004 года в виде штрафа в размере 538 руб. 20 коп. Также, указанным решением налогоплательщику предложено уплатить не полностью уплаченный налог в сумме 2690,86 руб., а также соответствующие пени.
Указанное решение налогового органа мотивировано тем, что документы, подтверждающие фактическую уплату НДС, составлены с нарушением и не могут являться основанием для вычета по расходам по командировкам за декабрь 2004 года на сумму 2690,86 руб. (в кассовых чеках суммы НДС не выделены отдельной строкой), а также нарушением статей 168, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, начисленного в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговые вычеты применяются на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет этих товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, является счет-фактура. Вместе с тем согласно пункту 7 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
С учетом изложенных норм, суд правомерно руководствовался правилами, закрепленными в пункте 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 N 40), согласно которым прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что налогоплательщик имел все основания на применение налоговых вычетов на сумму НДС в размере 2690,86 руб., поскольку кассовые чеки свидетельствуют о поступлении денежных средств в кассу гостиниц, в счетах, выставленных гостиницами, суммы налога выделены отдельной строкой, при сопоставлении данных документов расхождений в суммах нет.
В силу изложенного, ссылки налогового органа на пункт 42 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447), а также иные ведомственные акты МНС РФ отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку указанные акты носят рекомендательный характер и, кроме того, в них сужается понятие документа, подтверждающего уплату налога, тогда как в Налоговом кодексе Российской Федерации законодатель относит к документу, подтверждающему фактическую уплату сумм налога, как кассовый чек, так и иной документ установленной формы.
Довод инспекции относительно того, что в данном случае положения статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются, поскольку покупатели выступали от имени юридического лица, соответственно, приобретали товары (услуги) для пользования, связанного с предпринимательской деятельностью, тогда как указанная норма применяется только в случае реализации товаров непосредственно населению, несостоятельна, в связи с чем также отклоняется судом кассационной инстанции.
Кассационная инстанция считает правильными выводы суда, касающиеся нарушения налоговым органом процедуры привлечения общества к ответственности, а именно требований статей 101, 106, 109 Налогового кодекса Российской Федерации. Доводы налогового органа подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных норм права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27.09.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-2738/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Западная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 08.02.2006 N Ф04-9504/2005(18511-А81-25) Удовлетворяя иск о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость (НДС), суд пришел к правомерному выводу о том, что налогоплательщик имел все основания на применение налоговых вычетов по указанному налогу, поскольку кассовые чеки свидетельствуют о поступлении денежных средств в кассу гостиниц и в счетах, выставленных гостиницами, суммы налога выделены отдельной строкой.
Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь