Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 09.12.2005 n 2.2-1/3739"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 231420-4 "О ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОГО ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"(первое чтение)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 9 декабря 2005 г. N 2.2-1/3739
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 231420-4 "О ПИТЬЕВОЙ
ВОДЕ И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОГО ПИТЬЕВОГО
ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
(первое чтение)
1. Законопроект направлен на регулирование отношений по поводу обеспечения безопасного питьевого водоснабжения населения.
Обращаем внимание, что указанные отношения уже регулируются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (статьи 85, 111, 115, 133 - 135), Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 18, 19, 36, 51), Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "О техническом регулировании". Так, Федеральный закон "О техническом регулировании" регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Соответствующие требования к питьевой воде должны содержаться в техническом регламенте, принимаемом федеральным законом (см. статьи 1, 9 и др. указанного Федерального закона).
2. Законопроектом (статья 5) устанавливаются полномочия федеральных органов исполнительной власти в области организации безопасного питьевого водоснабжения населения, приводятся их условные наименования. Полагаем, что такие нормы не должны содержаться в законопроекте, поскольку Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (статья 12) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положение о них. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 (далее - Указ N 314) функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации (в данном случае Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), определяются указом Президента Российской Федерации, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации. Данная статья требует редакционной доработки также с точки зрения реализации полномочий федеральными органами исполнительной власти. Так, например, в части 2 статьи 5 законопроекта указаны федеральные агентства (федеральный орган исполнительной власти в области водных ресурсов, федеральный орган исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства), которые в соответствии с Указом N 314 осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, но не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (см. Положения о данных органах, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации соответственно от 16.06.2004 N 282, от 16.06.2004 N 286). В то же время в части 1 статьи 5 законопроекта речь идет о нормативно-правовом регулировании и контрольных функциях федеральных органов исполнительной власти, то есть о полномочиях, возложенных Указом N 314 на министерства, службы. Аналогичные замечания относятся и к другим статьям законопроекта. Так, согласно частям 11, 12 статьи 19 законопроекта государственный контроль и надзор возлагаются на федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов и его территориальные органы - то есть, видимо, на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Однако в соответствии с Указом N 314 федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (см. также части 6, 7 статьи 21 законопроекта, Положение об указанном Министерстве, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370).
В законопроекте условные наименования федеральных органов исполнительной власти необходимо привести в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649. Так, например, в законопроекте, как уже говорилось, упоминается "федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов". Если речь идет о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, то обращаем внимание, что в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370, данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны природных ресурсов.
В соответствии с абзацем вторым статьи 8 законопроекта безопасное питьевое водоснабжение населения обеспечивается посредством реализации комплекса мер органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, предусмотренными статьями 5 - 7 законопроекта. Однако в статьях 5 - 7 законопроекта конкретные полномочия указанных органов не определяются.
3. Законопроектом (статья 15) предусматривается финансирование соответствующих мероприятий и программ за счет средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами в области питьевого водоснабжения. В то же время законопроектом не соблюдены требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой если принимается федеральный закон, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе, в случае необходимости, передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
Кроме этого, согласно указанной статье Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.
4. Юридико-технические замечания (3 стр.) и правка текста законопроекта (29 стр.) прилагаются.
Заместитель
Начальника Управления
М.Н.ЛАСТОЧКИНА




Вернутся в раздел Законопроекты