Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по природным ресурсам и природопользованию от 08.12.2005 n 64.1"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 228633-4 "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 декабря 2005 г. N 64.1
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 228633-4 "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ
ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"
Рассмотрев проект Федерального закона N 228633-4 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный Мурманской областной Думой, Комитет отмечает следующее.
Обеспечение береговых рыбоперерабатывающих организаций сырьем является одной из основных проблем, решение которой необходимо для обеспечения эффективной работы рыбохозяйственного комплекса.
Авторы законопроекта предлагают решить указанную проблему путем введения "береговых квот для гарантированной загрузки рыбоперерабатывающих предприятий".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 704 "О квотах на добычу (вылов) водных биологических ресурсов" был определен порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Путем закрепления долей от общего допустимого улова за пользователями водными биологическими ресурсами они получили право долгосрочного пользования водными биологическими ресурсами. Это право было предоставлено судовладельцам сроком на 5 лет.
Вступивший в действие Федеральный закон от 20 декабря N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" закрепил право долгосрочного пользования.
Таким образом, в настоящее время все квоты добычи (вылова) водных биоресурсов переданы рыбодобывающим организациям до 2008 года.
Авторы законопроекта не указывают, из каких источников должны формироваться "береговые квоты".
Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов осваиваются рыбопромысловыми судами.
Если рыбоперерабатывающие организации имели рыбопромысловые суда, то они получили право добычи водных биоресурсов в установленном порядке.
В законопроекте не определено, каким образом будут осваиваться "береговые квоты".
Следует отметить, что идея наделения квотами добычи (вылова) водных биоресурсов рыбоперерабатывающих предприятий не нова.
С 1995 по 2001 год действовал Приказ Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству N 49 от 22 марта 1995 года "Об утверждении Временного положения о порядке распределения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов", пунктом 15 которого предусматривалось выделение "сблокированных квот", то есть совместных квот для добывающих и перерабатывающих организаций.
Опыт показал, что в условиях рыночных отношений этот механизм не работает. Рыбаки и рыбоперерабатывающие организации не нашли взаимопонимания по установлению цен за добываемую рыбу. Рыбопереработчики предлагали цену на доставленное сырье, не перекрывающую затрат на его добычу.
Необходимо применять другие методы, обеспечивающие загрузку сырьем рыбоперерабатывающих предприятий. Целесообразно рассмотреть зарубежный опыт, например норвежский, а также создать привлекательные условия для захода рыбаков в российские порты.
На законопроект из субъектов Российской Федерации поступило 20 заключений; из них 1 субъект Российской Федерации поддержал законопроект и ни один не дал отрицательного заключения.
В связи с изложенным Комитет не поддерживает проект Федерального закона N 228633-4 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный Мурманской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета
Н.В.КОМАРОВА




Вернутся в раздел Законопроекты