Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам от 08.12.2005 n 3.24-13/773"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 231802-4 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
И ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 декабря 2005 г. N 3.24-13/773
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 231802-4 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ
ВРЕДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА"
Рассмотрев проект Федерального закона N 231802-4 "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Востротиным, А.П. Ковалем, А.В. Шевелевым, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
Авторами законопроекта предлагается установить федеральным законом для владельцев опасных объектов обязанность страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта.
Проектом Федерального закона определяются условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта на территории Российской Федерации.
Проектом устанавливаются: субъекты обязательного страхования, которые участвуют в осуществлении этого вида страхования, понятие страхового случая, характер вреда, который подлежит возмещению по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта (далее - договор обязательного страхования), принципы определения и размер страховой суммы, принципы исчисления страховой премии и утверждения страховых тарифов, порядок заключения договора обязательного страхования, обязанности страхователя и страховщика, порядок и условия осуществления страховых выплат и условия освобождения страховщика от обязанности произвести страховые выплаты, условия прекращения договора обязательного страхования.
По мнению Комитета, принятие указанного законопроекта позволит снять правовую коллизию, сложившуюся с осуществлением страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов. Согласно Федеральным законам "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений" страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации гидротехнических сооружений и опасных производственных объектов обязательно. В то же время Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования должны быть определены федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Таким образом, с применением норм об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации гидротехнических сооружений и опасных производственных объектов сложилась неопределенность.
Кроме того, принятие законопроекта позволит осуществлять экономическое регулирование в области защиты прав физических и юридических лиц, которые могут пострадать при авариях на опасных объектах, существенно снизить риск и размеры бюджетных выплат на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих в случае аварии на опасном объекте, а также стать для владельцев опасных объектов экономическим стимулом к проведению превентивных мероприятий по повышению уровня безопасности опасных объектов.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: распоряжение Правительства РФ от 28.09.2005 имеет N 1529-р, а не N 1526-р. Концепция законопроекта учитывает положения Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1526-р. В качестве одного из приоритетов Программы определено внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.
В то же время к законопроекту имеются замечания, которые следует учесть при подготовке его к рассмотрению во втором чтении. В законопроекте неоднозначно определены функции федеральных органов исполнительной власти. В частности, в абзаце 2 части 3 статьи 7 законопроекта федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отведены функции, не предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Кроме того, в законопроекте неоднозначно определен срок, в течение которого потерпевший, в пользу которого заключен договор обязательного страхования, вправе направить страховщику заявление о страховой выплате.
В проекте предусматривается, что в случае незаключения договора обязательного страхования владельцем, эксплуатирующим опасный объект, к нему применяется административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Необходимо отметить, что применение указанного административного наказания установлено без учета специфики опасных объектов, а также что в соответствии с частью 3 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного приостановления деятельности устанавливается только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая специфичность определяемого проектом обязательного вида страхования и в целях наиболее полной защиты интересов страхователей и потерпевших на этапе заключения, исполнения и прекращения договоров обязательного страхования, необходимо более детально регламентировать в законопроекте порядок внесения изменений в договор обязательного страхования в случаях замены страхователя либо страховщика.
Частью 3 статьи 13 законопроекта предусматривается в качестве оснований освобождения страховщика от страховой выплаты умышленное нарушение работниками страхователя правил промышленной безопасности, невыполнение данных страхователю предписаний уполномоченных органов или указаний страховщика. Полагаем, что указанное положение проекта не согласуется с основной целью реализации обязательного страхования гражданской ответственности - защита имущественных интересов физических и юридических лиц. В этой связи данные основания нуждаются в дополнительном обсуждении, в том числе с учетом установленных статьей 963 Гражданского кодекса Российской Федерации последствий наступления страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица.
Также учитывая опасность, которая может возникнуть в случае аварии на объектах электроэнергетики, полагаем, целесообразно под опасными объектами, владельцы которых обязаны заключать договора обязательного страхования, в том числе, предусмотреть и объекты электроэнергетики.
Кроме того, так как некоторая часть опасных объектов находится в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимо решить вопрос о разграничении расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект Федерального закона N 231802-4 "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта".
Председатель Комитета
В.М.РЕЗНИК




Вернутся в раздел Законопроекты