ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 декабря 2005 года
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА (N 242160-4) "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект Федерального закона N 242160-4 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
Данным законопроектом предлагается продлить до 1 января 2008 года действие нормы пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", на основании которой с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке - без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "д" части первой статьи 13 названного Федерального закона, - могут обращаться бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации; кроме того, возможность предусмотренного пунктом 4 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" упрощенного порядка приобретения российского гражданства указанной категорией лиц представленным законопроектом предлагается распространить и на тех бывших граждан СССР, которые после 1 июля 2002 года уже успели получить вид на жительство в Российской Федерации.
Как известно, пункт 4 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает возможность для вышеуказанной категории лиц - бывших граждан СССР - обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (т.е. без соблюдения условия об обязательном перед таким обращением пятилетнем непрерывном сроке проживания на территории Российской Федерации, условия о наличии законного источника средств к существованию и условия о владении русским языком на определенном уровне, а также без представления вида на жительство) на период только до 1 января 2006 года. Причем, среди таких претендентов на получение российского гражданства действующая редакция нормы пункта 4 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" упоминает только лиц, зарегистрированных в России по состоянию на 1 июля 2002 года по месту жительства либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, - однако такие же лица, успевшие получить после обозначенной даты вид на жительство в нашей стране, а, значит, постоянно проживающие в России, подобным правом формально не пользуются (хотя возможность реализации данного права и для них, в общем-то, всегда считалась очевидной).
Представленным законопроектом упомянутая юридико-техническая неточность действующей редакции пункта 4 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" устраняется (и четко и однозначно подтверждается право бывших граждан СССР, получивших вид на жительство в Российской Федерации после 1 июля 2002 года, на приобретение гражданства России в упрощенном порядке), и, кроме того, как уже отмечено выше, общий срок, установленный для обращения с соответствующими заявлениями о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке для всех указанных лиц (как временно, так и постоянно проживающих в России, а также зарегистрированных по месту жительства на территории нашей страны по состоянию на 1 июля 2002 года), продлевается на 2 года, и, соответственно, окончание данного срока переносится с 1 января 2006 года на 1 января 2008 года.
Представленный законопроект N 242160-4 соответствует Конституции Российской Федерации и базовым нормам статей 3 и 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", устанавливающим основополагающие критерии и принципы российского гражданства, как устойчивой правовой связи лица с Россией, а также соответствует другим законодательным актам, действующим на территории нашей страны.
Рассмотренный законопроект является своевременным и актуальным и полностью отвечает как интересам большинства граждан Российской Федерации, имеющих родных и близких среди граждан государств, являвшихся в недавнем прошлом республиками СССР, так и интересам многих наших бывших соотечественников - бывших граждан Советского Союза, а также соответствует государственным интересам России в целом.
С учетом отмеченных обстоятельств данный законопроект заслуживает не только самых позитивных оценок, но и безусловной поддержки.
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект Федерального закона N 242160-4 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета
В.Н.ПЛИГИН
Законопроекты
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 08.12.2005"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА (n 242160-4) "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вернутся в раздел Законопроекты