ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 199828-4
"ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2004 ГОД"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект Федерального закона N 199828-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) исполнен по доходам в сумме 159,28 млрд. рублей, или 99,6% от утвержденных показателей, по расходам в размере 140,67 млрд. рублей (88,4% от утвержденных показателей) и с превышением доходов над расходами на 18,7 млрд. рублей.
В 2004 году поступило доходов меньше, чем предусматривалось бюджетом Фонда, на 0,71 млрд. рублей.
Основной причиной явилось недопоступление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в сумме 3,8 млрд. рублей, так как среднеотраслевой тариф страховых взносов в 2004 году составил фактически 0,7 вместо 0,86, принятых при утверждении бюджета. Это связано с тем, что при утверждении страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве на 2004 год были приняты данные Фонда о распределении страхователей по классам профессионального риска за 2000 год, что, с учетом произошедших изменений, не отражало фактического распределения отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска.
Кроме того, не выполнены утвержденные показатели по поступлению доходов от размещения временно свободных средств: поступления в сумме 0,31 млрд. рублей составили 75% от утвержденного показателя, в связи с тем что планирование данного показателя производилось без учета уплаты налога на прибыль.
По всем оставшимся источникам доходов утвержденные бюджетом Фонда показатели выполнены и перевыполнены:
единый социальный налог - 122,4 млрд. рублей (100,9%);
Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом. единый сельскохозяйственный налог - 0,04 млрд. рублей (110,6,7%);
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 1,4 млрд. рублей (184,5%);
единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 1,7 млрд. рублей (193,1%);
недоимки, пени и штрафы - 1,1 млрд. рублей (129,7%);
средства федерального бюджета - 1,86 млрд. рублей (100,0%);
поступления капитализированных платежей - 1,2 млрд. рублей (160,2%);
прочие неналоговые поступления - 0,6 млрд. рублей (101,0%) и др.
Вместе с тем возрастает задолженность по уплате ЕСН и, как отмечается в заключении Счетной палаты, она возросла за 2004 почти на 1 млрд. рублей и составила на 1 января 2005 года 4,8 млрд. рублей.
В 2004 году продолжилась начавшаяся с 2003 года тенденция по невыполнению утвержденных показателей по расходам Фонда: расходы составили лишь 88,4% от утвержденных бюджетом, или на 18,37 млрд. рублей меньше (в 2003 году выполнение составило 95,1% и недоосвоено 7,0 млрд. рублей).
Профинансированы расходы сверх утвержденных показателей:
по выплатам пособий по беременности и родам - 102,7% (12,05 млрд. рублей);
по выплатам пособий при рождении ребенка - 100,8% (6,7 млрд. рублей);
на оздоровление детей - 109,9% (12,7 млрд. рублей) с учетом произведенного дополнительного финансирования в соответствии со статьей 11 Закона о бюджете Фонда.
По остальным показателям расходной части бюджета Фонда в 2004 году показатели не выполнены.
На выплату пособий по временной нетрудоспособности израсходовано 68,6 млрд. рублей, или 80,6% от утвержденных бюджетом, что меньше произведенных выплат в 2003 году на 1,1 млрд. рублей. Из них на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями израсходовано 1,1 млрд. рублей, или 76,0%.
Такое сокращение обусловлено, в первую очередь, уменьшением общего количества оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 77,7 млн. дней по сравнению с расчетными показателями, принятыми при утверждении бюджета. Основное снижение числа случаев в связи с временной нетрудоспособностью наблюдается в организациях, применяющих специальные налоговые режимы.
Кроме того, в 2004 году было продлено ограничение максимального размера по временной нетрудоспособности, установленное Законом о бюджете Фонда на 2003 год, суммой 11 700 рублей (без индексации), что также оказало влияние на сокращение выплат по временной нетрудоспособности.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 23,9 млрд. рублей, или 93,4% от утвержденных бюджетом Фонда, в том числе на ежемесячные страховые выплаты направлено 19,77 млрд. рублей (95,0% к утвержденным показателям) и на единовременные страховые выплаты - 0,4 млрд. рублей (80,9% к утвержденным показателям), на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев - 3,4 млрд. рублей (88,4%).
В целях сокращения дефицита Фонда расходы на санаторно-курортное обслуживание в 2004 году при утверждении бюджета Фонда по сравнению с 2002 годом были уменьшены более чем в 4,5 раза и направлялись на приобретение путевок для долечивания граждан. Вместе с тем исполнение составило всего 1,3 млрд. рублей или 87,6% от утвержденных объемов, что указывает на явно неудовлетворительную работу Фонда в данном направлении (с учетом того, что и в 2003 году на санаторно-курортное обслуживание было освоено лишь 61% от предусмотренных средств).
В связи с дальнейшим сокращением в 2004 году количества частично финансируемых Фондом детско-юношеских спортивных школ на это было направлено 0,82 млрд. рублей, или 82,2% от утвержденных бюджетом Фонда средств.
На выплаты компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий, финансируемых за счет федерального бюджета, Фондом израсходовано 0,95 млрд. рублей, или 93,2% от предусмотренных бюджетом средств. При этом средства, выделяемые на указанные цели для пострадавших на Семипалатинском полигоне, освоены на 111,3%, а средства, выделяемые для пострадавших в Челябинской области от деятельности ПО "Маяк", освоены лишь на 66,8% (в 2003 году - на 61,5%). По мнению Комитета, такое недовыполнение связано не только с введением нормы, предоставляющей право на получение денежной компенсации взамен путевки (которая ниже, чем стоимость путевки), и с сокращением перечня заболеваний, при наличии которых гарантируется первоочередное бесплатное обеспечение путевками, но и с недостаточной работой Фонда.
Расходы на функционирование органов Фонда произведены в пределах, предусмотренных бюджетом, и составили 4,2 млрд. рублей (87,8% от утвержденных показателей).
Остатки средств Фонда на начало 2004 года превысили утвержденные показатели на 8,5 млрд. рублей и составили 16,0 млрд. рублей, в ходе исполнения бюджета Фонда увеличились 18,7 млрд. рублей и на конец 2004 года составили 34,7 млрд. рублей (с превышением в 4 раза показателей, утвержденных бюджетом).
Комитет считает необходимым отметить, что проведенная Счетной палатой Российский Федерации комплексная ревизия исполнения бюджета Фонда за 2004 год не выявила недопоступлений средств в бюджет или нецелевого использования средств бюджета Фонда.
Вместе с тем рассмотрение исполнения бюджета Фонда за 2004 год подтвердило необходимость разработки более обоснованного прогноза основных макроэкономических показателей, более обоснованных расчетов, определяющих при формировании проекта бюджета Фонда его доходную и расходную части, а также принятия более взвешенных решений по ограничению выплат по социальному страхованию.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета
Ю.В.ВАСИЛЬЕВ
Законопроекты
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по бюджету и налогам"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 199828-4 "ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2004 ГОД"
Вернутся в раздел Законопроекты