Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 06.12.2005 n 2.2-1/3668"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 227207-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"(i чтение)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 6 декабря 2005 г. N 2.2-1/3668
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 227207-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(об установлении ответственности за нарушение
покоя граждан в ночное время)
(I чтение)
По проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" сообщаем следующее.
1. В новой статье 20.1.1 (статья 1 проекта) предусматривается ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение покоя граждан в ночное время, сопровождающееся вредными шумовыми (вибрационными) воздействиями на здоровье граждан.
Однако, по нашему мнению, в предлагаемой диспозиции неверно объединены разные по своему характеру составы правонарушений: вредное шумовое (вибрационное) воздействие на здоровье граждан и нарушение покоя граждан в ночное время. Запреты и ограничения, за нарушение которых предлагается ввести административную ответственность, регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами, относящимися к разным отраслям права.
Вредное шумовое (вибрационное) воздействие на здоровье граждан относится к сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и на законодательном уровне регулируется Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (см., в частности, статьи 23 и 24). В абзаце первом подпункта "е" пункта 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 года N 415, а также пунктом 9.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15 декабря 2000 года, создание повышенного шума или вибрации отнесено к нарушению нормальных условий проживания граждан в жилых помещениях.
Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта уже установлена в статьях 6.3 и 6.4 Кодекса.
Нарушение покоя граждан - иная категория нарушений правил пользования жилыми помещениями, объектом которых является соблюдение покоя граждан. Согласно абзацу второму подпункта "е" пункта 9 указанных Правил пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома. С 23.00 до 7.00 часов должна соблюдаться полная тишина.
Административная ответственность за нарушение данной нормы на федеральном уровне не установлена. Административная ответственность за перечисленные нарушения вводится субъектами Российской Федерации до принятия соответствующего федерального закона (пункт 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В законодательстве имеется и другой случай подобного запрета - при производстве работ при переустройстве помещений в жилых домах. Согласно статье 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти Российской Федерации относится определение порядка переустройства и перепланировки жилых помещений. Поскольку на федеральном уровне данный порядок в настоящее время не установлен, переустройство и перепланировка жилых помещений регулируется законами субъектов Российской Федерации, например, Законами города Москвы от 29 сентября 1999 года N 37 и Хабаровского края от 29 сентября 2004 года N 213. Согласно статье 10 Закона города Москвы запрещается, в частности, производство работ в воскресные и общегосударственные праздничные дни, производство работ с началом ранее 8.00 и окончанием позднее 20.00 часов.
Таким образом, диспозиция части 1 новой статьи нуждается в доработке с учетом неопределенности состава административного правонарушения, а также с учетом того, что за некоторые правонарушения, ответственность за которые может наступить на основании предлагаемой статьи, санкции в Кодексе уже имеются.
2. Следует уточнить, какой орган будет рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в новой статье. Если судья, то новую статью следует указать не в части 2 статьи 23.1 Кодекса, а в части 1 этой статьи, одновременно определив в части 2 статьи 28.3 должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об указанных правонарушениях. Если предполагается наделить полномочиями по рассмотрению данных дел должностных лиц какого-либо органа, следует внести соответствующие изменения в главу 23 Кодекса.
3. При дополнении Кодекса новой статьей возможно нумеровать ее как "статья 20.1.1" или дополнить главу 20 статьей 20.28. Учитывая примененный в Кодексе способ нумерации, дополнение статьей с номером 20.28 предпочтительнее.
Заместитель
Начальника Управления
М.В.ДЕМЕНКОВ




Вернутся в раздел Законопроекты