Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по обороне от 05.12.2005 n 84/3"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 222190-4 "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 2 И 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОБОРОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 5 декабря 2005 г. N 84/3
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 222190-4 "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 2 И 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ"
(по вопросу прохождения альтернативной гражданской службы
гражданами, имеющими начальное профессиональное или среднее
профессиональное образование и работающими на предприятиях
оборонной промышленности, расположенных в районах
Крайнего Севера)
Рассмотрев проект Федерального закона N 222190-4 "О внесении дополнений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", внесенный Архангельским областным Собранием депутатов, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается предоставить право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее - АГС) гражданам, имеющим начальное профессиональное или среднее профессиональное образование и непосредственно после окончания обучения поступившим на работу на предприятие оборонной промышленности, расположенное в районе Крайнего Севера, по специальности, полученной в образовательном учреждении.
Свое предложение субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, мотивирует необходимостью привлечения молодых кадров, имеющих рабочие специальности, на предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), расположенные в районах Крайнего Севера.
Попытка решить кадровую проблему в рамках функционирования в Российской Федерации института АГС заслуживает внимания.
Часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации, являющаяся первопричиной принятия Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", относит к числу случаев, когда гражданин имеет право на замену военной службы АГС, не только когда его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, но и "иные установленные федеральным законом случаи".
В качестве таких "иных" случаев Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрел только граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.
Тем не менее, немало и других жизненных ситуаций, когда гражданам можно было бы предоставить право проходить АГС и в отсутствие у них каких-либо нетрадиционных для российского общества убеждений или вероисповедания.
Так, например, в настоящее время Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а именно его статьями 23 и 24, предусмотрены основания для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, которые проектировались в условиях отсутствия в Российской Федерации института АГС.
Наиболее яркими примерами являются основания для отсрочки от призыва на военную службу по причине работы (службы) граждан в определенных организациях (органах) или по определенным профессиям.
Это и сельские учителя, и сельские врачи, и сотрудники органов внутренних дел, и Государственной противопожарной службы России, и таможенных органов Российской Федерации, и федеральных органов налоговой полиции, и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
К таким гражданам относятся и работники почти четырехсот государственных организаций ОПК, поступившие на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня (подпункт "ж" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Нет никаких сомнений в том, что всем этим категориям работников (сотрудников) отсрочка от призыва на военную службу предоставлена лишь потому, что они со своим образованием, профессией и специальностью востребованы на другом, не менее важном для общества и государства, участке.
Но это, по существу, и есть служба, альтернативная военной, то есть АГС.
А являлось это основанием для отсрочки от призыва на военную службу только потому, что не было соответствующего федерального закона, определяющего, что такое АГС. Определение АГС, данное в пункте 1 статьи 1 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", только подтверждает это: "Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву".
Учитывая это, очевидно, что пересмотр оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу необходим как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Тем более что это было бы справедливо и в отношении самих граждан названной категории (или гражданину по окончании вуза (22 - 23 года), чтобы не быть призванным на военную службу, до 27 лет необходимо работать в соответствующих организациях (к примеру, сельским учителем) 4 - 5 лет, или же, если это будет альтернативной гражданской службой, то тот же гражданин должен будет отработать сельским учителем лишь 21 месяц - это менее 2-х лет).
Все это неоднократно отмечалось Комитетом Государственной Думы по обороне при рассмотрении законодательных инициатив, направленных на расширение перечня основания для отсрочки от призыва на военную службу. Этот вопрос был освещен и участниками парламентских слушаний, состоявшихся 20 февраля 2003 г., посвященных теме реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Учитывая изложенное, идея рассматриваемого законопроекта не вызывает возражений и соответствует взглядам Комитета по обороне на концепцию альтернативной гражданской службы в целом и содержание оснований для отсрочки от призыва на военную службу.
Однако эту проблему нужно решать комплексно: расширять перечень условий возникновения у граждан права на замену военной службы АГС необходимо с одновременным пересмотром оснований для отсрочки от призыва на военную службу.
В противном случае граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу по профессиональному признаку, будут поставлены в неравное положение с теми, кто будет иметь право на АГС.
В частности, для того, чтобы не быть призванными на военную службу, на одном и том же предприятии одним гражданам, пользующимся отсрочкой от призыва на военную службу, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", необходимо отработать 5 лет (до 27 лет), а другим, воспользовавшимся своим правом на замену военной службы по призыву на АГС, - только 3,5 года.
Учитывая изложенное, проект Федерального закона N 222190-4 "О внесении дополнений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", внесенный Архангельским областным Собранием депутатов, может быть поддержан при условии учета изложенных замечаний.
Председатель Комитета
В.М.ЗАВАРЗИН




Вернутся в раздел Законопроекты