ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" разработан с учетом предложений мировых судей и председателей федеральных судов Вологодской области. Законопроект направлен на совершенствование процессуального порядка разделения полномочий между мировыми и федеральными судьями в части подсудности дел, а также на упорядочение нагрузки между ними.
Динамика увеличения нагрузки судей дана в приложениях 1 и 2 к настоящей пояснительной записке.
В законопроекте предусматривается внесение изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" в части отнесения к подсудности мировых судей только тех уголовных дел, за которые максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы (вместо трех лет). Изменение вызвано необходимостью приведения данного срока в соответствие со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации. На мировых судей изначально возложена обязанность по рассмотрению уголовных дел по преступлениям небольшой тяжести. В силу вышеназванной статьи к такой категории преступлений относятся умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых наказание не превышает двух лет лишения свободы. Предлагаемое изменение позволит более четко дифференцировать уголовные дела, относящиеся к подсудности мирового судьи, по степени их сложности и общественной опасности для общества.
Предлагается также исключить из подведомственности мировых судей все дела, возникающие из трудовых отношений, в целях установления единства подведомственности этих дел федеральным судьям.
Установление одинакового срока рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции для мировых и федеральных судей связано с тем, что все судьи обладают единым статусом. Учитывая высокую нагрузку на мировых судей, увеличение допустимого срока будет способствовать рассмотрению дел с соблюдением процессуального срока, что в конечном итоге обеспечит своевременную защиту прав заинтересованных лиц, повысит значение судопроизводства и авторитет суда.
Исключение из подсудности мировых судей дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрено наказание в виде дисквалификации, связано со сложностью их рассмотрения. Особую сложность составляют дела, предусматривающие в качестве наказания лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Исходя из природы законодательства о мировой юстиции категория дел, относящихся к подсудности мирового судьи, должна быть менее сложной, чем у судьи федерального суда.
Приложение 1
к пояснительной записке
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КОЛИЧЕСТВА РАССМОТРЕННЫХ
ДЕЛ МИРОВЫМИ СУДЬЯМИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(кол-во дел)
-----------------------T------T-------T------T------T------------¬
¦ ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦1 полугодие ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ 2005 года ¦
+----------------------+------+-------+------+------+------------+
¦Рассмотрено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гражданских дел ¦17,307¦22,445 ¦26,634¦44,154¦ 23,187 ¦
+----------------------+------+-------+------+------+------------+
¦Рассмотрено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уголовных дел ¦ 1,952¦ 2,045 ¦ 1,910¦ 3,841¦ 2,226 ¦
+----------------------+------+-------+------+------+------------+
¦Рассмотрено ¦ - ¦ 5,598 ¦18,566¦35,831¦ 24,420 ¦
¦административных дел ¦ <*> ¦ <**> ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+-------+------+------+------------+
¦Общее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦количество дел ¦19,259¦30,088 ¦47,110¦83,826¦ 49,833 ¦
L----------------------+------+-------+------+------+-------------
--------------------------------
<*> Рассмотрение дел об административных правонарушениях не входило в компетенцию мировых судей.
<**> Рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к подсудности мировых судей с 01.07.2002.
Приложение 2
к пояснительной записке
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ НАГРУЗКИ
НА МИРОВОГО СУДЬЮ И СУДЬЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДА
ПО РАССМОТРЕНИЮ УГОЛОВНЫХ, ГРАЖДАНСКИХ
И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ
(кол-во дел)
-----------------T-------------T-------------T-------------T-------------¬
¦ ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦
¦ +-------T-----+-------T-----+-------T-----+-------T-----+
¦ ¦мировой¦феде-¦мировой¦феде-¦мировой¦феде-¦мировой¦феде-¦
¦ ¦ судья ¦раль-¦ судья ¦раль-¦ судья ¦раль-¦ судья ¦раль-¦
¦ ¦ ¦ный ¦ ¦ный ¦ ¦ный ¦ ¦ный ¦
¦ ¦ ¦судья¦ ¦судья¦ ¦судья¦ ¦судья¦
+----------------+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+
¦Уголовные дела ¦ 5,8 ¦ 8,2¦ 5,7 ¦ 4,5 ¦ 4,1 ¦ 4,0 ¦ 6,3 ¦ 3,8 ¦
+----------------+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+
¦Гражданские дела¦ 52,2 ¦ 17,5¦ 62,9 ¦14,2 ¦ 51,1 ¦12,4 ¦ 72,1 ¦10,7 ¦
+----------------+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+
¦Административные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дела ¦ - ¦ 10,6¦ 31,4 ¦ 7,1 ¦ 40,9 ¦ 5,2 ¦ 59,1 ¦12,5 ¦
¦ ¦ <*> ¦ ¦ <**>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+-----+
¦Общая нагрузка ¦ 58,0 ¦ 36,3¦100,0 ¦25,8 ¦ 96,1 ¦21,6 ¦ 137,5 ¦27,0 ¦
L----------------+-------+-----+-------+-----+-------+-----+-------+------
--------------------------------
<*> Рассмотрение дел об административных правонарушениях не входило в компетенцию мировых судей.
<**> Рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к подсудности мировых судей с 01.07.2002.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О МИРОВЫХ
СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О МИРОВЫХ СУДЬЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие настоящего проекта Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Законопроекты
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА<К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
Вернутся в раздел Законопроекты