Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ О НАКАЗАНИИ В ВИДЕ АРЕСТА"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ
С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ О НАКАЗАНИИ В ВИДЕ АРЕСТА"
Вступившие в силу в январе 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) и июле 1996 г. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК) значительно расширили круг мер уголовной ответственности, не связанных с лишением свободы, а также определили порядок и условия исполнения этих наказаний.
В соответствии со статьей 54 УК арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции сроком от одного до шести месяцев. Условия отбывания ареста не соответствуют ни личности осужденных, ни тяжести совершенных ими преступлений. Фактически условия отбывания наказания при аресте более строгие, чем в тюрьме, где отбывают наказание лица, совершившие наиболее тяжкие преступления, а также переведенные за нарушение установленного порядка отбывания наказания из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов. Осужденные к аресту должны содержаться в запираемых камерах, им запрещены свидания, посылки, передачи, они не привлекаются к оплачиваемому труду, не получают общего и профессионального образования. Право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, в связи с отсутствием возможности заработать необходимые для этого средства, превращается в декларируемое, но не обеспеченное право.
Наряду с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что в соответствии с УК максимально возможный срок назначения наказания в виде ареста равен минимальному сроку лишения свободы (6 месяцев). При назначении одному осужденному ареста, а другому - лишения свободы на указанный срок в более выгодных условиях окажется тот из них, кто осужден к лишению свободы. Однако такое положение вступает в противоречие со статьей 44 УК, согласно которой лишение свободы является более строгим наказанием, чем арест.
Внесенные в УК Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" изменения, предусматривающие снижение минимального срока лишения свободы до двух месяцев, делают указанное несоответствие еще более очевидным.
Кроме того, сохранение ареста в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации потребует неоправданных значительных финансовых расходов. Согласно предварительным расчетам численность осужденных к аресту в Российской Федерации может составить примерно 60 - 70 тыс. человек в год. Для их размещения необходимо построить в субъектах Российской Федерации не менее 140 арестных домов. Строительство и содержание указанных домов с лимитом наполнения 500 человек обойдется государству в сумму около 75 млрд. рублей. Причем построить эти учреждения необходимо до 2006 года, т.е. одновременно с реализацией утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 - 2006 годы", предусматривающей строительство следственных изоляторов на 46 тысяч человек.
Учитывая, что УК действует более восьми лет и неприменение положений о наказании в виде ареста до сих пор не нарушило сбалансированности санкций уголовного законодательства, исключение из законодательных актов Российской Федерации положений о наказании в виде ареста не потребует изменения системы уголовной ответственности и не повлияет на эффективность достижения целей уголовного наказания.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ
С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ О НАКАЗАНИИ В ВИДЕ АРЕСТА"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста" не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ИСКЛЮЧЕНИЕМ
ПОЛОЖЕНИЙ О НАКАЗАНИИ В ВИДЕ АРЕСТА"
В связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста" приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства (кроме перечисленных в законопроекте), а также подлежащих признанию утратившими силу, не требуется.




Вернутся в раздел Законопроекты