Законопроекты

ПИСЬМО Комитета СФ ФС РФ по конституционному законодательству от 24.11.2005 n 3.1-08/528<О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА n 227193-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 36 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
ПИСЬМО
от 24 ноября 2005 г. N 3.1-08/528
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству на своем заседании 22 ноября 2005 года рассмотрел проект Федерального конституционного закона N 227193-4 "О внесении изменения в статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Т.В. Плетневой и рассмотренный Советом Государственной Думы 1 ноября 2005 года, и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. "Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом законодательной инициативы этот срок может быть продлен.".
Суть вносимого законопроектом изменения в статью 36 названного Федерального конституционного закона сводится к тому, чтобы усилить императивный по смыслу термин "направляется", предварив его еще одним императивным термином "обязано". Из пояснительной записки к законопроекту следует, что законодательная инициатива обусловлена тем, что сложилась ситуация, при которой субъекты законодательной инициативы не всегда могут реализовать свое право на законодательную деятельность в связи с отсутствием заключений на вносимые ими законопроекты со стороны Правительства России, которое иногда нарушает сроки направления заключений субъектам законодательной инициативы и в Государственную Думу.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству поддерживает желание депутатов Государственной Думы, других субъектов законодательной инициативы своевременно, в соответствии с условиями, установленными в статье 36 названного Федерального конституционного закона, получать заключения Правительства России на законопроекты, по которым такое заключение обязательно.
Вместе с тем предлагаемое в законопроекте изменение в статью 36 названного Федерального конституционного закона с правовой точки зрения ничего не меняет в ее содержании. Ее императивность предлагается подчеркнуть не одним, а двумя терминами. Кроме того, предлагаемая законопроектом норма отличается неполнотой. В ней не указано на те меры возможного правового воздействия на Правительство России, в случае если оно допустит нарушение возложенной на него обязанности в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта направлять заключение субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу, что придает некоторую декларативность предлагаемому нововведению.
Жестко фиксируя срок (до одного месяца) направления Правительством России соответствующего заключения на любой законопроект, подготовленный субъектом законодательной инициативы, автор законопроекта не учитывает различную степень сложности законопроектов с точки зрения предполагаемых ими временных и организационных затрат на подготовку Правительством достоверного финансово-экономического обоснования. Не случайно в этой связи статья 36 названного Федерального конституционного закона допускает, что месячный срок направления заключения Правительством России может быть продлен по согласованию с соответствующим субъектом законодательной инициативы. Внесение предусмотренного законопроектом изменения приведет к определенной несогласованности между императивным характером нормы, закрепленной во втором предложении части пятой статьи 36 (заключение направляется в срок до одного месяца), и диспозитивным характером нормы, содержащейся в третьем предложении той же части пятой статьи 36 (срок направления заключения может быть согласован с субъектом законодательной инициативы).
Вместе с тем концепция названного законопроекта согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
В связи с изложенным выше полагаем возможным обратить внимание на то, что предлагаемое к урегулированию одно из отношений, складывающееся в ходе законодательного процесса в Российской Федерации, могло бы быть урегулировано в комплексе с другими складывающимися в этом процессе отношениями в специальном нормативном правовом акте, в частности в федеральном законе о порядке рассмотрения и принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов. Проект такого закона в свое время вносился в Государственную Думу.
Председатель Комитета
Ю.А.ШАРАНДИН




Вернутся в раздел Законопроекты