Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5 И 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5 И 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
Настоящий законопроект направлен на корректировку отдельных положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), обусловленных как выявленными правоприменительной практикой недостатками данного Закона, так и изменениями, вносимыми в смежное законодательство.
В январе 2006 года Государственной Думой был принят в первом чтении законопроект, которым предлагается внести изменение в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Указанным изменением предусмотрено, что к банковским операциям не относятся операции по приему наличных денежных средств за услуги связи, за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляемые юридическими лицами на условиях договора поручения с лицами, предоставляющими соответствующие услуги. Таким образом, право принимать указанные платежи предоставляется не только кредитным организациям, но любым юридическим лицам, заключившим соответствующий договор.
При этом Закон N 115-ФЗ в статье 5 устанавливает исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (для целей этого Закона). Для организаций, включенных в данный перечень, в том числе кредитных организаций, в соответствии со статьями 6 (пункт 4) и 7 Закона N 115-ФЗ это означает обязанность принимать меры по предотвращению легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Соответственно, осуществление юридическими лицами операций по приему платежей от населения без проведения установленных мероприятий будет противоречить целям Закона N 115-ФЗ, а также международным обязательствам Российской Федерации в данной области.
В связи с изложенным предлагается дополнить перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, включив в него организации, осуществляющие прием у населения указанных платежей.
Кроме того, нормой, содержащейся в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на их обслуживании. В связи с этим сложилась ситуация, когда кредитные организации при проведении по поручению физических лиц операций по переводу денежных средств на незначительные суммы (в частности при оплате коммунальных услуг, жилого помещения, услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также при осуществлении платежей, связанных с расчетами с бюджетами всех уровней и т.п.) требуют предъявления документов, позволяющих идентифицировать плательщиков, что порождает огромные очереди и недовольство со стороны населения. В случае предоставления права принимать некоторые платежи любым юридическим лицам с одновременным возложением на них обязанностей, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, ситуация еще более обострится. В то же время операции по проведению такого рода платежей, учитывая статус получателя денежных средств, равно как и назначение платежа, не представляют собой какой-либо опасности с точки зрения легализации преступных доходов.
В этой связи представляется необходимым внести изменения в Закон N 115-ФЗ, исключив из него обязанность идентифицировать клиента при осуществлении некоторых операций по переводу денежных средств на сумму, не превышающую 30 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.
Согласно статье 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, подразумевается возможность ограничения проведения данного вида банковских операций без идентификации личности в определенных случаях, описываемых в соответствующих федеральных законах. Однако статья 7 Федерального закона N 115-ФЗ устанавливает, что идентификация клиентов проводится при совершении всех операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами, что фактически нивелирует смысл статьи 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным освободить организации, занимающиеся операциями с денежными средствами и иным имуществом, от обязанности идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в данной организации, при осуществлении им купли-продажи иностранной валюты на сумму менее 15 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5 И 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
Указанный законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета; не затрагивает вопросов налогообложения и изменения финансовых обязательств государства.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5 И 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
Принятие указанного законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, не указанных в тексте законопроекта.




Вернутся в раздел Законопроекты