Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект настоящего Федерального закона разработан депутатами Государственной Думы трех последних созывов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации. Законопроект устанавливает принципы государственной национальной политики Российской Федерации, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в целях обеспечения единства и целостности Российской Федерации, согласования общегосударственных интересов и интересов многонационального народа Российской Федерации, создания условий для формирования общей идентичности - российской гражданской нации.
Анализ сформировавшейся с начала 1990-х годов законодательной базы в сфере государственной национальной политики показывает, что политика регулирования межнациональных процессов в значительной степени была направлена на исправление ошибок прошлого периода. Речь шла о таких Законах, как "О реабилитации репрессированных народов", "О национально-культурной автономии", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", и ряде других. Однако целостного базисного федерального закона, основанного на складывающихся современных реалиях в области государственной национальной политики, в рамках законодательства Российской Федерации до сих пор не разработано.
Ситуация обусловлена объективным положением дел в данной сфере государственного управления.
Попытки свести государственную национальную политику исключительно к этнокультурной сфере постепенно приводят к усилению этносоциальной напряженности в стране. Сложности в социально-экономической ситуации, в свою очередь, все чаще приобретают этническую окраску, как это происходит в ряде регионов страны.
Таким образом, появление настоящего законопроекта, с одной стороны, продиктовано создавшейся в стране общей политической ситуацией, а с другой - логически вытекает из состояния и потребностей создания правовой базы в стране, ибо процесс формирования демократического правового государства и гражданского общества предполагает создание широкой правовой базы по всем направлениям внутренней и внешней политики Российской Федерации, адекватно отражающей потребности общества, защищающей права граждан и народов, проживающих на территории России. Являясь рамочным, данный Федеральный закон будет способствовать формированию единого правового поля в сфере государственной национальной политики России.
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, народов и граждан Российской Федерации в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
Законопроектом регулируются различные составляющие национальной политики. Определяются полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере государственной национальной политики; формы участия органов местного самоуправления в реализации государственной национальной политики; участие народов, граждан Российской Федерации и общественных объединений в реализации государственной национальной политики; регулируются вопросы координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению и разрешению межнациональных конфликтов, в противодействии экстремистским действиям, направленным на возбуждение национальной ненависти либо вражды; организация и проведение государственного мониторинга межэтнических отношений, этнологических экспертиз и др.
Законопроект вводит в правовое поле в качестве субъекта национальной политики русский народ, который признается государствообразующим народом, самоопределившимся на всей территории Российской Федерации. Представители русского народа не могут рассматриваться в качестве коренных малочисленных народов или национальных меньшинств на территории Российской Федерации.
Законопроект устанавливает основы реализации государственной национальной политики. В статье 7 определяются полномочия Российской Федерации в сфере государственной национальной политики, не затрагивающие компетенцию Правительства Российской Федерации по определению структур федеральных органов исполнительной власти.
Законопроект создает четкий государственный правовой механизм для повседневной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, национальных общественных объединений, национально-культурных автономий, граждан по формированию в российском обществе необходимого уровня и качества межэтнических отношений, обеспечения конституционных прав граждан и народов Российской Федерации на дальнейшее национально-культурное развитие. Если раньше в правовой системе Российской Федерации имелись нормы, регулировавшие отдельные стороны межэтнических отношений, затрагиваемых в связи с другими вопросами внутренней и внешней политики, то данный законопроект представляет собой правовой документ, в котором государственная национальная политика предстает как целостная, отдельная и важная отрасль государственного управления. Содержащиеся в нем нормы прописаны с учетом современных требований, предъявляемых к законодательству, и одновременно опираются на традиции народов Российской Федерации.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Расходы, предусмотренные на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, сосредоточены в следующих разделах и подразделах бюджета: 11 "Межбюджетные трансферты", подразделе 1103 "Другие межбюджетные трансферты"; 1000 "Социальная политика", подразделе 1006 "Другие вопросы в области социальной политики" федерального бюджета.
Законопроект не требует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Расходы, предусматриваемые на реализацию данного законопроекта, по нашему мнению, могут быть заложены в указанные разделы бюджета при его формировании на очередной финансовый год и выделяться из федерального бюджета в пределах средств, выделяемых на эти цели.


ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТМЕНЕ,
ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЮ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае принятия Федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" не потребуется внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, а также признания их утратившими силу.




Вернутся в раздел Законопроекты