Законопроекты

ПИСЬМО Комитета СФ ФС РФ по конституционному законодательству от 25.01.2006 n 31-08/28<О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА n 251727-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">(первое чтение)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
ПИСЬМО
от 25 января 2006 г. N 31-08/28
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству рассмотрел на заседании 24 января 2006 года проект Федерального конституционного закона (N 251727-4) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.А. Глотовым, А.А. Куваевым, И.В. Савельевой, А.В. Фоменко. В связи с этим сообщаем следующее.
Названным законопроектом предлагается установить, что депутаты Государственной Думы, являющиеся членами политической партии, федеральный список которой был допущен к распределению депутатских мандатов по результатам предыдущих выборов в Государственную Думу, одновременно могут являться членами Правительства Российской Федерации (заместителями Председателя Правительства Российской Федерации или федеральными министрами). При этом замещение депутатом Государственной Думы одной из указанных должностей не прекращает (приостанавливает) правового статуса депутата Государственной Думы и не подпадает под действие части 4 статьи 97 Конституции Российской Федерации в части нахождения на государственной службе.
Рассматриваемый законопроект не соответствует Конституции Российской Федерации и системе федерального законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статьей 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в статье 94 определила, что Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Согласно статье 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Названные положения Конституции Российской Федерации в их взаимной связи означают, что система федеральных органов государственной власти Российской Федерации основывается на принципе разделения властей, в соответствии с которым любой из органов государственной власти не может одновременно осуществлять функции другого - законодательного, исполнительного или судебного, как это предлагается законопроектом. В противном случае нивелируется смысл построения системы органов государственной власти на основе принципа разделения властей.
Обозначенная позиция подтверждается мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 18 января 1996 года N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края. В соответствии с пунктом 3 мотивировочной части указанного Постановления разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие. Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная.
Конституционный статус федеральных органов государственной власти, в частности Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулируется Конституцией Российской Федерации, которая не установила возможность совмещения статуса депутата Государственной Думы и члена Правительства Российской Федерации. Из этого следует, что Конституция Российской Федерации не допускает права замещения должности члена Правительства Российской Федерации (заместителя Председателя Правительства и федерального министра) депутатом Государственной Думы. Это объясняется также тем, что в сфере публичных правоотношений, в частности в области устройства системы органов государственной власти, действует принцип "разрешено только то, что разрешено", в отличие от частноправового принципа "разрешено все, что не запрещено".
Вместе с тем необходимо отметить, что пунктом 9 Раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации установлено правило, согласно которому депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации. Однако названное положение Конституции Российской Федерации распространяется исключительно на депутатов Государственной Думы первого созыва. Это следует из буквального смысла пункта 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1998 года N 16-П по делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", в соответствии с которым конституционная норма пункта 9 раздела второго "Заключительные и переходные положения" носит строго целевой и временный характер, - она распространяется только на депутатов Государственной Думы первого созыва.
Названное положение Конституции Российской Федерации, а также обозначенная позиция Конституционного Суда Российской Федерации означают, что депутатам Государственной Думы всех созывов, кроме первого, запрещено замещать должности членов Правительства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного принятие рассматриваемого проекта Федерального конституционного закона представляется нецелесообразным.
Заместитель
Председателя Комитета
П.С.ВОЛОСТРИГОВ




Вернутся в раздел Законопроекты