Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 19.01.2006"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 210705-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 20.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 января 2006 года
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 210705-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 20.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект вышеуказанного Закона и полагает необходимым отметить следующее.
Проектом (статья 1) предлагается дополнить статью 20.1 "Мелкое хулиганство" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новым составом административного деликта, предусматривающим ответственность за нарушение ночного спокойствия граждан.
В Государственную Думу внесено несколько законопроектов, касающихся административной ответственности за нарушение покоя граждан в ночное время (их N N 192688-4, 201206-4, 227207-4). Поэтому рассматриваемый проект может быть рассмотрен только одновременно с обозначенными законопроектами.
По существу проекта следует заметить следующее.
Ряд субъектов Российской Федерации (Тюменская, Калининградская, Новосибирская, Рязанская, Нижегородская, Самарская области, Ставропольский и Хабаровский края, Республика Чувашия и др.) установил административную ответственность за нарушение ночного спокойствия граждан на своих территориях. Такое право им предоставлено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", которым организация охраны общественного порядка отнесена к вопросам местного значения, а также Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым установление административной ответственности за нарушение законов, иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно. Поэтому в ряде отзывов не поддерживается данная инициатива, поскольку указанные отношения могут быть, по мнению этих субъектов, достаточно успешно урегулированы на уровне местной власти.
Ряд замечаний высказан по вопросу об объективной стороне предлагаемого административного деликта. Так, Администрация Тульской области указывает, что в предлагаемом проекте отсутствуют признаки объективной стороны - не указаны конкретные виновные действия, совершение которых повлечет нарушение спокойствия граждан и тишины в ночное время, и, кроме того, не приведен перечень помещений и территорий, защищаемых от такого правонарушения.
В правительстве Москвы отмечают, что при применении предлагаемой нормы будет сложно определить, в чем состоит объективная сторона правонарушения, поскольку в описании его состава отсутствуют критерии нарушения ночного спокойствия граждан. В редакции проекта целесообразно определить такие критерии нарушения спокойствия, которые с определенностью позволили бы квалифицировать данное деяние как посягающее на общественный порядок. Проект, по мнению правительства Москвы, необходимо дополнить и перечнем исключений, когда при совершении в ночное время определенных действий нарушается покой граждан, но административная ответственность при этом не должна наступать. Такими действиями, например, могут быть аварийно-спасательные работы, связанные с обеспечением безопасности или функционированием объектов жизнеобеспечения.
Совет Администрации Красноярского края с учетом опыта правового регулирования данных правоотношений предлагает предусмотреть состав этого административного правонарушения в отдельной самостоятельной статье Кодекса об административных правонарушениях по следующим основаниям.
Во-первых, нарушение ночного спокойствия граждан не охватывается объективной стороной мелкого хулиганства. Традиционно объективная сторона мелкого хулиганства характеризуется безнравственными, циничными, аморальными, навязчивыми действиями хулигана - физического лица, в которых проявляется стремление оскорбить, унизить граждан (гражданина) либо стремление добиться того же вредоносного эффекта путем употребления ненормативной лексики, уничтожения или повреждения имущества.
Во-вторых, субъектом мелкого хулиганства может быть только физическое лицо - гражданин. В то время как нарушить тишину и покой окружающих могут также и юридические лица (например, организации, предоставляющие услуги в сфере развлечений и отдыха).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Совета Министров РСФСР N 415 имеет дату 25.09.1985. В-третьих, представляется более обоснованным использовать формулировку "в период с 23.00 часов до 7.00 часов", а не предложенную проектом - "ночного спокойствия". Новый термин будет соответствовать и норме Постановления Совета Министров РСФСР от 29 сентября N 415 "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного и жилищного фонда в РСФСР", которая обязывает соблюдать с 23.00 до 7.00 полную тишину.
В-четвертых, вредоносным является не только нарушение ночного покоя граждан, но также нарушение в иное время общественного спокойствия и порядка с помощью громкоговорящих устройств.
По мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, термин "нарушение ночного спокойствия граждан" требует уточнения, так как из проекта не ясно, о каком все-таки нарушении идет речь, а данная формулировка допускает самое широкое толкование. Также Правовое управление отмечает, что целесообразнее дополнить главу 20 КоАП Российской Федерации новой статьей, устанавливающей административную ответственность за указанное выше правонарушение, а не вносить дополнения в статью 20.1 этого Кодекса.
Нарушение покоя граждан является нарушением правил пользования жилыми помещениями, утверждаемых Правительством Российской Федерации согласно части четвертой статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации. В настоящее время действуют правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденные уже упоминавшимся Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 года N 415. Согласно подпункту "е" пункта 9 указанных Правил наниматель обязан не допускать выполнения в квартире работ или совершения других действий, приводящих к порче жилых помещений либо создающих повышенный шум или вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях. Пользование телевизорами, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома. С 23.00 до 7.00 часов должна соблюдаться полная тишина.
Учитывая вышесказанное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству полагает необходимым рекомендовать Государственной Думе рассматриваемый проект отклонить.
Председатель Комитета
В.Н.ПЛИГИН




Вернутся в раздел Законопроекты