ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 января 2006 года
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 234060-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что законопроект направлен на совершенствование деятельности в сфере исполнения судебных решений. С этой целью предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), а также сопряженные с ними изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ "О банкротстве"), в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК) и в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК).
Рассмотрев законопроект, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству пришел к выводу, что законопроект в предложенной редакции поддержан быть не может исходя из следующего.
1. Предлагаемое изменение статьи 13 Закона предусматривает увеличение срока совершения исполнительных действий с двух до четырех месяцев.
Государственная Дума неоднократно рассматривала законопроекты, содержащие такое предложение, и все они были отклонены по тому мотиву, что увеличение срока совершения исполнительных действий приведет к нарушению прав взыскателя. Кроме того, следует отметить, что установленный статьей 13 двухмесячный срок совершения исполнительных действий не является пресекательным. В тех случаях, когда исполнительное производство по каким-либо причинам не завершается в указанный срок, оно не прекращается и продолжается вплоть до исполнения.
Полагаем, что было бы целесообразно доработать редакцию изменений, вносимых в статью 13, с тем чтобы предусмотреть возможность продления срока совершения исполнительных действий в тех случаях, когда такое продление необходимо по объективным причинам (например, в случае приостановления производства).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" имеет дату 12.10.2005, а не 13.10.2005. 2. Необходимость внесения изменений в статью 14 Закона исчерпана с вступлением в силу Федерального закона от 13 октября 2005 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
3. В предлагаемых изменениях статьи 20 Закона содержится понятие "мораторий", которого не существует в Законе. Кроме того, требуется доработка редакции этого изменения в соответствии со статьей 95 ФЗ "О банкротстве".
4. Статью 27 предлагается дополнить нормой о новом основании окончания исполнительного производства, а именно - направлении исполнительного листа ликвидационной комиссии (ликвидатору). Тем самым вопрос об исполнении исполнительного документа выводится из под контроля службы судебных приставов без передачи его под контроль иных органов, имеющих право принуждать должника к исполнению, что неизбежно приведет к нарушению законных интересов взыскателя. Дополнение статьи 27 и сопряженное с ним дополнение статьи 61 необходимо исключить.
5. Предлагаемое дополнение статьи 12 Закона предписывает судебному приставу-исполнителю определять правопреемника исключительно на основании судебного акта, запрещая производить такое определение по любому иному основанию (в том числе, например, по нотариальному акту), и тем самым противоречит содержащимся в той же статье словам "правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом".
6. Предлагаемое дополнение статьи 46 Закона представляется излишним, поскольку содержание этого дополнения полностью поглощается уже существующими нормами статьи 46.
7. Предлагаемое изменение редакции пункта 1 статьи 49 Закона ничего не меняет в правовом регулировании вопроса прав залогодержателя, в то же время существенно ухудшает редакцию правовой нормы.
8. Предлагаемое дополнение статьи 51 является излишним.
9. Предлагаемая новая редакция статьи 52 в целом представляет собой усовершенствованный порядок оценки имущества в рамках исполнительного производства. Вместе с тем вряд ли целесообразна обязательность привлечения к оценке имущества специалистов в тех случаях, когда как должник, так и взыскатель сходятся в оценке имущества.
Кроме того, пункт 4 в предлагаемой редакции статьи 52 не соответствует статье 46 Закона.
10. Полагаем нецелесообразным изменение порядка наложения ареста на имущество должника-организации (предлагаемые изменения статей 59 и 60), поскольку установление первой очереди ареста наличных денежных средств и только второй очереди - средств на счетах позволит недобросовестным должникам скрыть средства со счетов за то время, пока обнаруживается и арестовывается наличность.
11. Дополнение пункта 4 статьи 73 излишне, поскольку эти нормы имеются в статье 18 Закона.
12. Предлагаемые изменения редакции статьи 81 из законопроекта необходимо исключить, поскольку 16 ноября 2006 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект N 191557-4, в соответствии с которым статья 81 излагается полностью в новой редакции.
13. Предлагаемые изменения в ФЗ "О банкротстве" нуждаются в серьезной доработке, поскольку, будучи принятыми в предложенной редакции, внесут внутреннее противоречие в статью 63 названного Закона.
14. Дополнения АПК и ГПК излишни, поскольку предлагаемые нормы уже содержатся в статье 35 Закона.
15. Предлагаемое дополнение статьи 315 УК излишне, поскольку арбитражный управляющий уже входит в категорию названных в указанной статье служащих коммерческих организаций.
Помимо изложенного, Комитет отмечает следующее.
Авторы законопроекта в пояснительной записке указывают, что законопроект разработан с учетом предложений Федеральной службы судебных приставов.
Федеральная служба судебных приставов представила в Комитет отзыв на рассматриваемый законопроект. В указанном отзыве ФССП сообщает, что межведомственной рабочей группой, образованной распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 21.07.2003, подготовлены к внесению в Государственную Думу, в настоящее время находятся на заключении в Правительстве Российской Федерации и по получении заключения Правительства будут внесены Президентом в Государственную Думу проекты Федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" (новые редакции), а также законопроект о внесении сопутствующих изменений в ряд действующих федеральных законов.
Исходя из изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить.
Председатель Комитета
В.Н.ПЛИГИН
Законопроекты
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 12.01.2006"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 234060-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вернутся в раздел Законопроекты