ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО СОБСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 января 2006 г. N 3.9-55/3
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 245640-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(о предоставлении в аренду участков лесного фонда
для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства
и осуществлением лесопользования)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект Федерального закона N 245640-4 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 101 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на расширение возможности использования нелесных земель лесного фонда.
Действующей редакцией указанной статьи предусмотрено использование нелесных земель лесного фонда только для ведения лесного хозяйства, что, по мнению авторов законопроекта, противоречит статьям 63 и 66 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающим возможность использования указанных земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. В этой связи законопроектом предусматривается возможность предоставления нелесных земель лесного фонда в аренду для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, на срок, необходимый для проведения работ с последующей рекультивацией этих земель для использования в лесном хозяйстве.
Комитет по собственности, в принципе поддерживая идею приведения в соответствие норм земельного и лесного законодательства, вместе с тем обращает особое внимание, что предлагаемые законопроектом новеллы в земельное законодательство носят концептуальный характер, так как, по сути, изменяют базовый принцип использования нелесных земель лесного фонда - исключительно в целях ведения лесного хозяйства или, в случае временного неиспользования в указанных целях, для ведения сельскохозяйственного производства на ограниченный пятью годами срок. В соответствии с подходом авторов законопроекта предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли становятся отдельной категорией земель, которые могут использоваться как для ведения лесного хозяйства, так и "на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти" для "целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием", что фактически является эрзацем перевода земель лесного фонда из категории земель лесного фонда в нелесные земли. Целесообразность легитимизации подобной процедуры в земельном законодательстве при наличии специального федерального закона, регламентирующего такой перевод земель и определяющего статус принимающих такие решения органов государственной власти, представляется необоснованной. При этом ведение сельскохозяйственного производства на временно не используемых нелесных землях лесного фонда становится возможным только по остаточному принципу.
Комитет по собственности считает, что приведенный в подпункте "б" пункта 1 статьи 2 законопроекта перечень целей и работ, для которых нелесные земли могут передаваться в аренду, нуждается в уточнении, поскольку под понятия "строительные и иные работы" может быть подведено любое использование этих земель, исключающее впоследствии их какое-либо использование в лесном хозяйстве. По мнению Комитета, следует конкретизировать упомянутый перечень работ, сделать его закрытым, а главное, однозначно установить срок проведения таких работ. В противном случае становится возможным вариант, когда на землях лесного фонда будут появляться целые коттеджные поселки, земельные участки под которыми будут оформлены в аренду на бесконечно длительный срок для "проведения строительных работ для проживания персонала геолого-разведочной экспедиции".
Кроме того, Комитет по собственности обращает внимание, что в соответствии с указанным подпунктом передача в аренду нелесных земель лесного фонда осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу которых данная статья относит органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции. В то же время согласно подпункту "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта предоставление участков лесного фонда в аренду для названных выше целей может осуществляться только на основании решения федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, в связи с чем требуется устранить указанное противоречие.
Учитывая изложенное, Комитет по собственности считает возможным поддержать проект Федерального закона N 245640-4 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации" при условии его существенной доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета
В.С.ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ
Законопроекты
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по собственности от 12.01.2006 n 3.9-55/3"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 245640-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вернутся в раздел Законопроекты