Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по природным ресурсам и природопользованию от 22.12.2005 n 66.1"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 245640-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 22 декабря 2005 г. N 66.1
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 245640-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(о предоставлении в аренду участков лесного фонда
для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства
и осуществлением лесопользования)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации" подготовлен в связи с многочисленными обращениями крупнейших компаний недропользователей о законодательном урегулировании вопросов предоставления во временное пользование участков нелесных земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования (а именно для проведения геолого-разведочных работ, геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе размещения объектов, необходимых для проведения указанных работ, а также строительных и иных работ, прокладки коммуникаций, строительства и эксплуатации линий электропередачи, связи, объектов трубопроводного транспорта и других линейных объектов), а также вопросов заключения договоров аренды соответствующих участков лесного фонда.
Необходимость внесения предлагаемых данным законопроектом изменений обусловлена наличием пробела в действующем законодательстве. Статья 31 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность заключения договора аренды участка лесного фонда "для осуществления одного или нескольких видов лесопользования", а также устанавливает порядок заключения такого договора. В соответствии со статьями 63 и 66 Лесного кодекса при переводе лесных земель в нелесные соответствующий участок лесного фонда предоставляется для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, на основании решения уполномоченного органа государственной власти.
Таким образом, Лесной кодекс предусматривает предоставление участков лесного фонда на основании договора аренды только для целей лесопользования, вследствие чего отсутствует законодательная основа для государственной регистрации прав пользования участками лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, а также для регистрации возводимых недропользователями объектов. Недостаточное правовое обеспечение данного вопроса приводит к тому, что сотни законченных объектов строительства не могут быть зарегистрированы и введены в эксплуатацию, что значительно усложняет деятельность хозяйствующих субъектов.
Статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли. Таким образом, Земельный кодекс не допускает возможность использования нелесных земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, что, в свою очередь, противоречит статьям 63 и 66 Лесного кодекса.
Предлагаемый законопроект направлен на устранение указанных выше противоречий и пробелов действующего законодательства. Принятие данного проекта Федерального закона позволит соответствующим органам государственной власти осуществлять предоставление в пользование участков нелесных земель лесного фонда для указанных выше целей на основании договоров аренды и, соответственно, открывает возможность для регистрации в установленном порядке вышеназванных объектов.
Рассматриваемый законопроект расширяет перечень целей, для которых заключается договор аренды участков лесного фонда, а также перечень условий такого договора. Одновременно он дополняет Лесной кодекс Российской Федерации новой статьей, устанавливающей исчерпывающий перечень видов разрешенного использования участков нелесных земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
Следует отметить, что изменения, вносимые в Лесной кодекс данным законопроектом, сформулированы таким образом, что исключают возможность расширенного толкования понятия "цели, не связанные с ведением лесного хозяйства" и, следовательно, ограничивают возможности нецелевого использования земель лесного фонда и, в частности, их необоснованной застройки.
Среди недостатков законопроекта необходимо отметить следующие.
Изменения, вносимые законопроектом в абзац 2 статьи 66 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривают, что договор аренды участка нелесных земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, заключается при наличии разрешения соответствующего органа государственной власти. Комитет считает, что, поскольку соответствующие органы исполнительной власти выступают в качестве стороны (арендодателя) по договору аренды указанных участков лесного фонда, то требование наличия разрешения органов государственной власти для заключения данного договора излишне.
Кроме того, по мнению Комитета, во избежание двоякого толкования изменений, вносимых в статью 66 Лесного кодекса Российской Федерации пунктом 7 статьи 1 законопроекта, необходимо конкретизировать положения данной структурной единицы законопроекта, указав, что предметом обязательной государственной экспертизы в данном случае являются технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции и использования объектов хозяйственной деятельности, осуществление которых воздействует на окружающую среду.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рекомендует Государственной Думе принять проект Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации" (о предоставлении в аренду участков лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования) в первом чтении.
Председатель Комитета
Н.В.КОМАРОВА




Вернутся в раздел Законопроекты