Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по собственности от 15.12.2005 n 3.9-53/1"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 67304-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"(второе чтение)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО СОБСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 декабря 2005 г. N 3.9-53/1
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 67304-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
(в части установления механизма "вытеснения" мелких
акционеров из общества)
(второе чтение)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный законопроект по результатам его доработки ко второму чтению и отмечает следующее.
Законопроект предлагает внести в Федеральный закон "Об акционерных обществах" изменения, в соответствии с которыми в случае приобретения лицом самостоятельно или совместно с аффилированным лицом (или лицами) более 90 процентов размещенных обыкновенных акций общества указанное лицо вправе требовать от остальных акционеров продажи принадлежащих им обыкновенных акций общества по рыночной цене, подтвержденной независимым оценщиком.
В соответствии с положениями указанного законопроекта, если акционер не ответил на предложение о выкупе принадлежащих ему акций, то приобретатель имеет право обратиться к держателю реестра акционеров общества с требованием о списании с лицевого счета акционера акций и зачислении их на лицевой счет приобретателя. При этом денежные средства в счет оплаты выкупаемых акций у миноритарного акционера депонируются на счет нотариуса.
Конституция РФ закрепляет принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), и гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1). Конституция РФ не исключает ограничение права частной собственности (статья 55, часть 3) и лишение этого права (статья 35, часть 3). В силу особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества основанием для отчуждения у части акционеров принадлежащего им имущества могут быть интересы акционерного общества в целом, в той мере, в какой оно действует для достижения общего для акционерного общества блага. В этой связи, по мнению Комитета по собственности, законопроект нуждается в приведении в соответствие с указанным положением Конституции Российской Федерации, а также правовой нормой статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе и добровольности заключения договоров.
Положения законопроекта распространяются на случаи, когда владельцем миноритарного пакета акций является государство или муниципальное образование. При этом возникнет правовая коллизия с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В законопроекте не разделены случаи выкупа акций, когда приобретателем является акционерное общество и когда приобретателем является владелец (владельцы) 90-процентного пакета акций, хотя это разные случаи и их нельзя имплантировать в существующую статью 75 ФЗ "Об акционерных обществах" "Выкуп акций по требованию акционера".
В законопроекте остался неразрешенным вопрос об обоснованности положений п. 3 законопроекта (п. 1 ст. 80.1 в предлагаемой редакции закона об АО), в соответствии с которыми приобретатель вправе, кроме обыкновенных акций, принадлежащих миноритариям, выкупить также и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции.
Комитет считает недостаточно обоснованным положение законопроекта о распространении особых прав и обязанностей приобретателя 90% обыкновенных акций акционерного общества на случаи приобретения такого пакета акций лицом совместно со своими аффилированными лицами, так как на практике будет невозможно доказывать аффилированность или неаффилированность лиц по отношению друг к другу. Следует отметить, что акционерное общество ведет только перечень лиц, аффилированных по отношению к обществу.
Законопроект не предусматривает положения, обеспечивающие государственный антимонопольный контроль при осуществлении процедуры выкупа лицом (приобретателем) у остальных акционеров обыкновенных акций.
В принятой в первом чтении редакции законопроект не был поддержан Президентом Российской Федерации (письмо от 2 августа 2004 года N Пр-1262).
В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению Комитетом была выявлена принципиальная невозможность устранения его недостатков, выявленных при подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении, без изменения концепции указанного законопроекта.
Кроме того, Государственной Думой был принят в первом чтении проект Федерального закона N 162770-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка приобретения 30 и более процентов акций общества), внесенный депутатами Л.В. Пепеляевой и В.Н. Плигиным. Указанный законопроект изменяет сферу действия специальных процедур приобретения ценных бумаг, при этом его нормы распространяются на все открытые акционерные общества, а не только на общества с количеством акционеров более 1000. Положениями законопроекта регулируется механизм приобретения контроля над акционерным обществом, определяются права и обязанности потенциальных приобретателей акций, акционеров, органов управления общества. Также вводятся ограничения на принятие советом директоров (наблюдательным советом) общества решений, направленных на уменьшение ценности компании, вывод ее активов.
Предложенные законопроектом N 162770-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" процедуры добровольного и обязательного предложения о приобретении ценных бумаг имеют значительно более высокий уровень детализации по сравнению с действующими нормами, устраняют неопределенность положения заинтересованных субъектов, предусматривают систему ограничительных мер, нацеленную на недопущение злоупотребления правами и полномочиями.
Законопроект также предусматривает возможность выкупа владельцем более 95 процентов голосующих акций общества остальных акций и иных эмиссионных ценных бумаг как по требованию такого владельца, так и по требованию миноритарных акционеров.
В целях обеспечения прав всех субъектов корпоративных отношений законопроект предусматривает значительную открытость информации о ходе осуществления каждой из процедур, предоставление необходимых сведений акционерам, участие уполномоченного федерального органа, наделенного правом приостановить процедуры, осуществляемые с нарушениями требований закона, возможность обжаловать неправомерные действия в судебном порядке.
Таким образом, подготавливаемый ко второму чтению проект Федерального закона N 162770-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" во многом решил те задачи, которые предполагалось разрешить в проекте Федерального закона N 67304-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части установления механизма "вытеснения" мелких акционеров из общества), в связи с чем последний утратил свою актуальность.
Учитывая изложенное, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить проект Федерального закона N 67304-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части установления механизма "вытеснения" мелких акционеров из общества) при его рассмотрении во втором чтении.
Заместитель
Председателя Комитета
Е.И.БОГОМОЛЬНЫЙ




Вернутся в раздел Законопроекты