ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И СВЯЗЯМ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 13 декабря 2005 г. N 45/3
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 228299-4
"О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
СОХРАННОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ В ОБЛАСТИ
ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИЗОБРЕТЕНИЙ"
Проект Федерального закона N 228299-4 "О ратификации Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений" внесен Правительством Российской Федерации.
Межгосударственное Соглашение заключено в городе Минске 4 июня 1999 года сроком на пять лет со дня вступления его в силу с автоматическим продлением на последующие 5-летние периоды. Соглашение вступило в силу после третьего уведомления завершения отдельными Сторонами внутригосударственных процедур 31 января 2000 года. По состоянию на данный момент Соглашение вступило в силу для Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана и Украины, а Россия и Узбекистан указанные процедуры не завершили. Туркмения не является участником данного Соглашения.
Украинской Стороной настоящее Соглашение подписано с оговоркой, пересматривающей некоторые положения Соглашения.
Соглашение заключено с целью правовой охраны секретных изобретений, созданных в бывшем Союзе ССР.
Для толкования положений и выполнения настоящего Соглашения статьей 1 вводятся соответствующие понятия относительно терминов: "секретные изобретения", "рассекречивание секретных изобретений", "охранный документ на секретное изобретение", "заявители", "заинтересованная Сторона", "компетентные органы".
При выполнении настоящего Соглашения Стороны обеспечивают (статья 2 Соглашения) режим секретности - сохранности межгосударственных секретов и обязуются при рассекречивании секретных изобретений руководствоваться (статья 3) соответствующими Правилами (приложение 1), являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Для чего Стороны создают временную рабочую группу (далее - ВРГ), организационно-техническое обеспечение которой возлагается на Российское агентство по патентным и товарным знакам (Роспатент). Согласно Правилам Стороны определяют определенный порядок рассекречивания секретных изобретений как по процедуре участия каждой из Сторон в этом процессе, так и выработке решений ВРГ по конкретному изобретению. Правилами предусматривается рассекречивание сведений о секретных изобретениях с грифом "Секретно" и "Совершенно секретно". Причем процедура изобретений с указанными грифами секретности практически одинакова.
Соглашением признается в соответствии со статьей 4 и Правилами (приложение 2) право заявителей ходатайствовать о выдаче охранных документов на секретные изобретения по заявкам на выдачу авторского свидетельства или патента СССР на секретные изобретения, делопроизводство по которым не завершено в СССР и по которым не истекли сроки действия охранного документа на секретное изобретение. Правилами устанавливается определенный порядок выдачи или невыдачи Роспатентом охранного документа. Указанные Правила также являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Споры по толкованию и применению Соглашения разрешаются (статья 6) путем консультаций компетентных органов Сторон.
Настоящее Соглашение направлено на урегулирование вопросов правовой охраны созданных в интересах оборонно-промышленного комплекса бывшего Союза ССР секретных изобретений с учетом взаимных интересов каждой из Сторон в обеспечении государственной безопасности.
Соглашением предусматриваются, с учетом права каждой Стороны на интеллектуальную собственность как государства - правопреемника Союза ССР, определенные международно-правовые процедуры по введению в хозяйственный оборот ранее закрытых изобретений с одновременным недопущением возможного несанкционированного разглашения сведений об этих изобретениях.
Вместе с тем оговорка Украины предполагает наделение каждой Стороны правом отзыва из Роспатента материалов заявки на выдачу авторского свидетельства и снижение степени секретности или рассекречивания материалов заявки в уведомительном порядке, что является отступлением от достигнутых договоренностей и может нанести ущерб безопасности государств - участников настоящего Соглашения. Положения данной оговорки, согласно статьям 39 и 40 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, следует рассматривать в качестве поправок, внесение которых может быть осуществлено по согласию Сторон, если договор не предусматривает иное. В настоящем Соглашении подобная процедура внесения поправок предусмотрена (статья 7). С общего согласия Сторон изменения и дополнения к Соглашению оформляются отдельными протоколами, которые вступают в силу в порядке, установленном для Соглашения. В результате оговорка Украины противоречит международному праву и положению статьи 7 Соглашения.
Следует отметить, что Соглашение не лишено недостатков. В частности, в Соглашении не определены основания для рассекречивания секретных изобретений, которыми должна руководствоваться Временная рабочая группа при принятии решений по конкретному секретному изобретению. Недостаточно полно в Соглашении отражены вопросы по рассекречиванию изобретений с грифом "Совершенно секретно", поскольку материалы по данным изобретениям, в отличие от изобретений с грифом "Секретно", не хранятся в закрытом фонде Роспатента. Местом их хранения были соответствующие министерства и ведомства СССР, которые впоследствии были упразднены, а их правопреемники подверглись неоднократной реорганизации, что может создать определенные трудности по выполнению Соглашения. Подверглось также реорганизации Российское агентство по патентам и товарным знакам - ответственный орган Российской Стороны за выполнение настоящего Соглашения. В настоящее время агентство преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, что, в свою очередь, вызывает необходимость внесения соответствующего изменения в статью 3 Соглашения. Для более эффективной работы ВРГ Комитет полагал бы целесообразным уведомить другие Стороны об изменении наименования российского компетентного органа, а также разработать положение о Временной рабочей группе.
Настоящее Соглашение было рассмотрено в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы.
Назначенные Советом Государственной Думы соисполнителями по подготовке Соглашения к ратификации Комитет Государственной Думы по безопасности и Комитет Государственной Думы по образованию и науке замечаний не имеют. Другие комитеты, комиссии и депутатские объединения Государственной Думы не возразили против его ратификации.
В целом Соглашение не содержит положений, противоречащих российскому законодательству. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет.
Ратификация указанного Соглашения отвечает национальным интересам России.
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений, подписанное в городе Минске 4 июня 1999 года.
Председатель Комитета
А.А.КОКОШИН
Законопроекты
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками от 13.12.2005 n 45/3"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 228299-4 "О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИЗОБРЕТЕНИЙ"
Вернутся в раздел Законопроекты