Постановления и Указы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 n 581 (ред. от 14.02.2002) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ЮГ РОССИИ




ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2001 г. N 581
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Федеральную целевую программу "Юг России" (далее именуется - Программа).
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации - государственному заказчику Программы обеспечить организацию работ по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2006 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размер выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 августа 2001 г. N 581
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЮГ РОССИИ"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)
ТОМ I
Введение
Юг России занимает ключевое экономико - географическое положение и является стратегически важным для Российской Федерации. Как пограничный регион, он обеспечивает России выход к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов для установления стабильных межгосударственных отношений с сопредельными странами, закрепления экономических и стратегических позиций России на Черном и Каспийском морях.
Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций между странами двух континентов и сам обладающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом, регион имеет хорошую возможность для укрепления экономики страны посредством организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков, а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности.
Северо - западная часть акватории Каспийского моря, как составная часть региона, располагает благоприятными условиями для развития международных транспортных коммуникаций, способных обеспечить связь по кратчайшему маршруту европейских стран со странами Ближнего и Среднего Востока, Индией и Китаем.
Через южные морские порты осуществляется около 70% внешнеторгового грузооборота страны. В этом районе сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья, разработка которых должна вестись в рамках международного сотрудничества.
Агропромышленный комплекс регионов обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны. Потенциальные возможности позволяют обеспечивать продуктами питания население всей европейской части Российской Федерации.
В регионе развит санаторно - курортный и туристско - рекреационный комплекс, располагающий бальнеологической базой и курортами мирового значения.
В то же время имеющиеся возможности социально - экономического развития региона используются не в полной мере. Экономический вклад южного региона не превышает 6,5%, несмотря на то, что здесь проживает 1/7 часть населения страны. Один из богатейших регионов России является дотационным. Здесь один из самых высоких показателей уровня безработицы и наибольшее количество беженцев и переселенцев.
Активизация хозяйственного комплекса будет способствовать выравниванию социально - экономического развития субъектов Российской Федерации на юге России. Создание новых рабочих мест необходимо для решения проблемы занятости населения, обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.
Решение этих задач требует комплекса мер государственной поддержки, которые предусмотрены настоящей Федеральной целевой программой "Юг России". Программные проекты и мероприятия рассчитаны на период до 2006 года.
Программа "Юг России" разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 632-р от 3 мая 2001 года.
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЮГ РОССИИ"
Наименование - Федеральная целевая программа
Программы "Юг России"
Дата принятия решения - включена в перечень федеральных
о разработке Программы, целевых программ, финансируемых из
дата ее утверждения федерального бюджета с 2002 года.
(наименование и номер Поручения Президента Российской
соответствующего Федерации от 22 декабря 2000 г.
нормативного акта) N Пр-2493 и от 29 апреля 2001 г.
N Пр-585.
Распоряжение Правительства Российской
Федерации N 632-р от 03.05.2001
Государственный - Министерство экономического развития и
заказчик торговли Российской Федерации
Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)
Основные исполнители - министерства и ведомства Российской
Программы Федерации,
Кабинет министров Республики Адыгея,
Правительство Республики Дагестан,
Правительство Республики Ингушетия,
Правительство Кабардино - Балкарской
Республики,
Правительство Республики Калмыкия,
Правительство Карачаево - Черкесской
Республики,
Правительство Республики Северная
Осетия - Алания,
администрация Краснодарского края,
правительство Ставропольского края,
администрация Астраханской области,
администрация Волгоградской области,
правительство Ростовской области,
предприятия и организации - участники
Программы
Основные разработчики - Северо - Кавказский научный Центр
Программы высшей школы,
Министерство экономики Республики
Адыгея,
Комитет экономики и инвестиций
Астраханской области,
Комитет экономики Волгоградской
области,
Министерство экономики Республики
Дагестан,
Министерство экономики Республики
Ингушетия,
Министерство экономики Кабардино -
Балкарской Республики,
Министерство экономики Республики
Калмыкия,
Министерство экономики Карачаево -
Черкесской Республики,
Департамент экономики и прогнозирования
доходов Краснодарского края,
Министерство экономики Ростовской
области,
Министерство экономики Республики
Северная Осетия - Алания,
Министерство экономики Ставропольского
края
Основные цели - создание экономических и социальных
Программы условий для стабильного и
бесконфликтного развития субъектов,
расположенных на юге России, и
обеспечение геостратегических интересов
России в этом регионе
Основные задачи - 1. Соблюдение геостратегических
Программы интересов России - объем финансирования
16377,9 млн. рублей (из федерального
бюджета на безвозвратной основе -
1,2%):
формирование системы эффективных
транспортных коридоров в интересах
ускорения экономической кооперации со
странами Персидского залива;
развитие сырьевой базы нефтегазодобычи
Каспийского моря и создание
магистральных сетей для экспортных
поставок, реализация проектов
международного сотрудничества;
воспроизводство и сохранение
биоресурсов бассейнов Каспийского
и Азовского морей.
2. Задачи общефедерального значения -
объем финансирования 24561,3 млн.
рублей (из федерального бюджета 20,4%):
модернизация структуры и развитие
ключевых секторов в экономике -
транспортный, туристско - рекреационный
и санаторно - курортный комплексы;
решение вопросов по обеспечению
занятости населения и проблем
внутриперемещенных лиц, вынужденных
переселенцев и беженцев.
3. Задачи межрегионального значения -
объем финансирования 51165,1 млн.
рублей (из федерального бюджета на
безвозвратной основе - 4,2%):
формирование производственной структуры
для развития электроэнергетики,
агропромышленного комплекса и
транспорта;
создание условий для развития малого и
среднего предпринимательства.
4. Задачи регионального значения,
требующие государственной поддержки,
объем финансирования 46804,7 млн.
рублей (из федерального бюджета на
безвозвратной - 11,1%).
Сроки реализации - 2002 - 2006 гг.
Программы
Перечень подпрограмм - анализ социально - экономической
и основных мероприятий ситуации в южном регионе России,
основные проблемы и стратегические
направления развития.
Геостратегические приоритеты на юге
России.
Общефедеральные задачи в южном регионе
России.
Межрегиональные задачи в южном регионе
России.
Мероприятия регионального значения,
требующие государственной поддержки.
Управление реализацией Программы и
контроль за ходом ее выполнения
Объемы и источники - источники финансирования мероприятий и
финансирования проектов (в текущих ценах, млн. руб.):
всего финансовых средств - 138749,6.
Всего средств из федерального бюджета
<*> - 25895,7,
в том числе:
средства на реализацию Программы <**> -
11538,4,
из них:
капитальные вложения - 10531,0;
прочие текущие расходы - 985,5;
НИОКР - 21,9;
средства за счет программ, действующих
на территории юга России - 14357,3.
Средства бюджетов субъектов РФ -
11845,3.
Средства местных бюджетов - 2659,9.
Внебюджетные источники - 7732,2
(средства РАО "ЕЭС России" и ОАО
"Газпром", направленные на реализацию
Программы).
Собственные средства предприятий -
29143,8.
Прочие источники - 7006,1.
Кредиты коммерческих организаций и
банков - 54466,6
Ожидаемые результаты - реализация Программы позволит:
реализации Программы сократить отставание юга России в
основных макроэкономических показателях
от среднероссийского уровня;
повысить финансовую самообеспеченность
региона;
сохранить 140 тыс. и создать около 700
тыс. новых рабочих мест;
повысить уровень жизни населения и
снизить социальную напряженность в
регионе.
Управление реализацией - организуется в соответствии с порядком,
Программы и контроль за утвержденным Постановлением
ходом ее выполнения Правительства Российской Федерации
от 26.06.1995 N 594
--------------------------------
<*> Объем финансирования включает средства, выделяемые на федеральные целевые программы, действующие на территории юга России, включая настоящую Федеральную целевую программу, а также государственные инвестиции из федерального бюджета, выделяемые на конкурсной основе.
Объем средств, выделяемых из федерального бюджета, будет корректироваться в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
<**> В Программе (том II) представлены три варианта выделения объемов средств на реализацию проектов из федерального бюджета в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Возможно внесение изменений и корректировка проектов в зависимости от объемов финансирования одного из трех вариантов, представленных в Программе.
ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Цель Программы:
- снижение социальной напряженности в регионе за счет создания условий для стабильного социально - экономического развития юга России;
- реализация уникального геостратегического потенциала региона.
Содержание и структура Программы определяются приоритетными направлениями развития региона, отражающими его хозяйственную специализацию и геостратегическое положение. Реализация программных мероприятий и проектов по этим направлениям позволит создать условия для устойчивого развития юга России и улучшения социально - экономической обстановки. К таким направлениям относятся:
транспортный комплекс (транспортные коридоры, магистральные трубопроводы, железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный транспорт);
туристско - рекреационный, санаторно - курортный комплекс и экология;
агропромышленный комплекс и перерабатывающая промышленность;
инфраструктура (коммунальное хозяйство, топливо и энергетика, газификация, водные ресурсы);
новая экономика.
Программа состоит из отдельных разделов, в каждом из которых приводятся содержание основных проблем развития отрасли, мероприятия и проекты, способствующие их решению.
В Программу включено 688 инвестиционных проектов, охватывающих различные отрасли экономики и социальной сферы региона. Проекты отбирались на конкурсной основе администрациями субъектов Российской Федерации на юге России и согласовывались в рамках Программы с соответствующими министерствами и ведомствами.
При отборе проектов и мероприятий учитывались их значимость, экономическая эффективность и наличие соответствующей технико - экономической документации.
Программные проекты и мероприятия ранжированы по признакам их значимости для социально - экономического развития Российской Федерации и южного региона.
Первую группу составляют проекты, направленные на развитие межгосударственного сотрудничества и защиту геостратегических интересов России в южном регионе. К числу таких объектов относятся крупные экспортные нефте- и газопроводы, освоение залежей углеводородов, сохранение биологических ресурсов северо - западной части Каспийского моря и транснациональные транспортные коммуникации, обеспечивающие транзитное движение грузов через территорию региона.
Во вторую группу включены мероприятия и проекты федерального значения, к которым отнесены объекты федерального значения - транспортные сети, охрана окружающей среды, санаторно - курортные зоны, социальные проблемы, главными из которых являются вопросы трудовой занятости населения, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам и стабилизация процессов миграции.
К третьей группе отнесены проекты регионального (межсубъектного) значения. Это проекты и мероприятия, реализация которых отвечает интересам двух или нескольких субъектов Российской Федерации в регионе - межсубъектные транспортные сети, переработка нефти и газоконденсата, строительство и реконструкция нефте- и газопроводов, развитие электроэнергетики, промышленных предприятий, выпускающих универсальную продукцию агропромышленного комплекса; новые технологии в экономике.
В социальной инфраструктуре приоритетными направлениями являются: развитие информационного пространства, сохранение и использование научного потенциала, сохранение и развитие межсубъектных центров системы здравоохранения, культуры, образования и подготовки кадров.
Четвертую группу составляют проекты субъектов Российской Федерации в южном регионе. В нее вошли проекты и мероприятия, имеющие важнейшее значение для развития экономики и социальной сферы каждого из субъектов и особенно проекты инфраструктуры жилищно - коммунального хозяйства, требующие государственной поддержки.
К таким проектам относятся: разработка местных месторождений нефти и газа, развитие малой энергетики, газификация городов и сельских населенных пунктов, улучшение автодорожной сети, развитие предприятий промышленности, связи и агропромышленного комплекса.
В социальной сфере основными направлениями развития на местном уровне являются поддержка здравоохранения, культуры, образования, научного потенциала и подготовки кадров, а также формирование элементов рыночной инфраструктуры, развитие малого и среднего предпринимательства.
Все проекты, предусмотренные Программой, разделены на первоочередные, второй и третьей очереди в зависимости от степени их значимости, строительной готовности, сроков реализации.
Программа разработана для 12 субъектов Российской Федерации, составляющих южный регион России - Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино - Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево - Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Краснодарского края, Ставропольского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области.
Программа по восстановлению и развитию экономической и социальной сферы Чеченской Республики разрабатывается Минэкономразвития России. (Протокол заседания Правительства Российской Федерации N 51 от 23 декабря 1999 г.)
Программа состоит из двух томов.
I. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА
Территория южного региона составляет 589 тыс. кв. км (3,5% от территории России), численность постоянного населения на 01.01.2000 - 20,8 млн. человек, то есть 1/7 часть населения страны, плотность населения - 35 чел. на кв. км.
В регионе один из самых низких уровней производства ВВП на душу населения: в 1,5 - 2,7 раза ниже, чем в среднем по России, доходы на душу населения составляют 43,8% от среднероссийского уровня. При этом большой разброс этого показателя внутри региона.
Высокий уровень дотационности бюджетов - по республикам юга России собственные доходы к общим доходам составляют от 15 до 70 процентов.
Незначительный удельный объем промышленного производства - 5% от общероссийского, при численности населения - 14 процентов.
Общий спад экономики сопровождался почти полным прекращением инвестиционной деятельности.
Денежные доходы на душу населения составляют 43,8% от среднероссийского уровня.
Отставание развития предпринимательской деятельности - доля малых предприятий составляет 19,3% при среднероссийском показателе - 26,3. Количество малых и средних фирм на 1000 жителей составляет по югу России 4,2% при среднероссийском 6,1 процента.
Регион характеризуется:
высоким уровнем безработицы - общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составляет 1570,9 тыс. человек, или 20,1% от общей численности безработных по России. Уровень безработицы увеличился с 8% в 1992 г. до 19,1% в 2000 г. (по России - 3,5%);
резким снижением количества рекреантов с 1985 по 2000 год (на 67%). При том, что это единственный регион в России, обладающий уникальными природно - климатическими и бальнеологическими ресурсами. Рекреационная емкость региона - 25 млн. человек в год при достигнутой посещаемости в настоящий период 6,5 млн. отдыхающих;
большим числом беженцев и переселенцев. По России количество беженцев составляет около 1 млн. человек, из них около 500 тыс. человек приходится на южный регион (на каждого коренного жителя Республики Ингушетия приходится почти 2 беженца; в Ставропольском крае количество беженцев составляет 3% от численности населения).
II. ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ НА ЮГЕ РОССИИ
2.1. Транспортно - транзитные связи на юге России.
Развитие транспортных коридоров
Транспортно - транзитные связи на юге России
Транспортный комплекс юга России в современных геополитических условиях приобретает особое значение в обеспечении растущего объема транзитных перевозок, прежде всего в международном сообщении.
Основными факторами, обусловливающими конкурентоспособность транспортной системы региона на мировом рынке транспортных услуг, являются:
географическое положение юга России, обеспечивающее кратчайшее и экономически наиболее выгодное сухопутное, водное и воздушное сообщения между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока с регионами России, а также странами Закавказья, Средней Азии и Персидского залива;
достаточно высокий уровень развития транспортной системы;
возможность включения транспортных коммуникаций региона в состав инфраструктуры международных транспортных коридоров (Критских - N 9 и N 7, трансконтинентального "Север - Юг");
непосредственное участие транспортных коммуникаций юга России в составе международной транспортной инфраструктуры зоны Черноморского экономического сотрудничества с учетом активизации международных торговых и транспортно - экономических связей его участников.
Большие перспективы для России связаны с включением Каспийского моря в систему международных транспортных коридоров.
Масштабные грузопотоки могут обеспечиваться по Каспию в южном направлении - через северные иранские порты, транзитом через территорию Ирана и далее в страны Персидского залива, Индию и Китай. В северном от Каспия направлении возможности России еще более значительны: использование водного пути по Волге и системы каналов с выходом на Черное, Азовское и Балтийское моря, а в случае строительства железнодорожной паромной переправы: порты Ирана - Оля (Астраханская область) и (или) Лагань (Калмыкия) - использование общей железнодорожной сети для связи со странами Северной и Центральной Европы. Доставка грузов в российские порты из Ирана (и в обратном направлении) позволит эффективно конкурировать с зарубежными проектами возрождения Великого шелкового пути.
Развитие международного транзита (привлечение и освоение международных грузопотоков) представляет собой задачу национального масштаба, решение которой связано с развитием не только транспортного комплекса и его инфраструктуры, но также с изменением структурной политики и экономической стратегии государства. Реализация такой стратегии должна основываться на сформулированной государственной идеологии транзита, конкретизированной в форме программных и нормативных документов.
Важнейшие направления транзитной политики, создающие необходимые предпосылки для увеличения экспорта транспортных и сопутствующих им услуг, предлагается рассматривать в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России".
Устойчивое и эффективное функционирование транспортно - дорожного комплекса юга России является необходимым условием реализации перспективной транзитной политики российского государства, а также решения проблем транспортного обеспечения хозяйственного комплекса региона.
Программные мероприятия по развитию транспорта юга России имеют многоцелевой комплексный характер. В них реализуются три взаимосвязанных подхода - проблемный, отраслевой и региональный. Содержательную основу раздела развития транспорта составляет совокупность инвестиционных проектов развития транспортно - дорожного комплекса юга России с обоснованием целей, ресурсов и сроков их выполнения.
Характеристика транспортно - дорожного комплекса.
Оценка транспортной инфраструктуры
Транспортная система юга России представляет собой совокупность всех видов современного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры.
Развитие транспортной системы обусловлено особенностями хозяйственного комплекса юга России, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в общегосударственном и международном разделении труда, географическим положением региона и рядом других факторов.
ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
млрд. тн/км
--------------------T--------------------T-----------------------¬
¦ ¦Российская Федерации¦ Юг России ¦
¦ +----T----T----T-----+-----T-----T-----T-----+
¦ ¦1990¦1995¦2000¦2000 ¦1990 ¦1995 ¦2000 ¦2000 ¦
¦ ¦год ¦год ¦год ¦ к ¦ год ¦ год ¦ год ¦ к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1990,¦ ¦ ¦ ¦1990,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ % ¦ ¦ ¦ ¦ % ¦
+-------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Транспорт, всего ¦3316¦1634¦1564¦ 47,2¦408,9¦238,7¦132,3¦ 32,3¦
+-------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦железнодорожный ¦2523¦1214¦1352¦ 53,6¦174,2¦ 63,5¦ 78,6¦ 45,1¦
+-------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦автомобильный ¦ 68¦ 31¦ 23¦ 33,8¦ 8,9¦ 5,8¦ 4,4¦ 49,4¦
+-------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦морской ¦ 508¦ 297¦ 116¦ 22,8¦215,3¦162,0¦ 46,2¦ 21,4¦
+-------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦внутренний водный ¦ 214¦ 90¦ 70¦ 32,7¦ 10,0¦ 7,2¦ 3,0¦ 30,0¦
+-------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦воздушный ¦ 3¦ 2¦ 3¦100,0¦ 0,5¦ 0,2¦ 0,1¦ 20,0¦
L-------------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+------

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗООБОРОТА МЕЖДУ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА
В 2000 Г.
--------------------T------------------------------------T-------¬
¦Виды магистрального¦ Грузооборот по видам транспорта ¦Удель- ¦
¦ транспорта +------------------T-----------------+ный вес¦
¦ ¦ Российская ¦ Юг России ¦юга ¦
¦ ¦ Федерация ¦ ¦России ¦
¦ +----------T-------+----------T------+в РФ, %¦
¦ ¦млрд. т/км¦ % ¦млрд. т/км¦ % ¦ ¦
+-------------------+----------+-------+----------+------+-------+
¦Железнодорожный ¦ 1352 ¦ 86,5 ¦ 78,6 ¦ 59,4 ¦ 5,8 ¦
+-------------------+----------+-------+----------+------+-------+
¦Автомобильный ¦ 23 ¦ 1,5 ¦ 4,4 ¦ 3,3 ¦ 19,1 ¦
+-------------------+----------+-------+----------+------+-------+
¦Внутренний водный ¦ 70 ¦ 4,5 ¦ 3,0 ¦ 2,3 ¦ 4,3 ¦
+-------------------+----------+-------+----------+------+-------+
¦Морской ¦ 116 ¦ 7,4 ¦ 46,2 ¦ 34,9 ¦ 40,0 ¦
+-------------------+----------+-------+----------+------+-------+
¦Воздушный ¦ 3 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 3,7 ¦
+-------------------+----------+-------+----------+------+-------+
¦Всего: ¦ 1564 ¦100,0 ¦ 132,3 ¦100,0 ¦ 8,4 ¦
L-------------------+----------+-------+----------+------+--------
Приведенные данные отражают более глубокий спад, имевший место в деятельности транспортного комплекса юга России в 1990 - 2000 гг., по сравнению с общероссийским (соответственно 32,3% и 47,2%). Несмотря на это, транспорт региона по-прежнему играет заметную роль в обеспечении внутрироссийских и международных транспортно - экономических связей и на его долю в 2000 г. приходилось 8,4% общего грузооборота России. В структуре грузооборота, осуществляемого транспортом региона, основное место принадлежит железнодорожному и морскому видам транспорта (в сумме - 94,3%).
Ведущее место среди магистральных видов транспорта региона занимают железные дороги. По территории юга России проходят железнодорожные магистрали: Москва - Рязань - Кочетовка - Лихая - Ростов - Новороссийск (Самур); Москва - Рязань - Кочетовка - Саратов - Волгоград - Астрахань; Сызрань - Саратов - Волгоград - Лихая - Ростов - Успенская с ответвлением Волгоград - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск.
Пропускная способность основных железнодорожных магистралей в регионе превосходит существующие потребности в перевозках грузов железнодорожным транспортом. Так, пропускная способность железнодорожных ходов Ростов - Минеральные Воды и Ростов - на - Дону - Новороссийск превышает 65 млн. т, а Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецкая - 25 млн. тонн.
Грузовые и пассажирские перевозки в регионе осуществляют Северо - Кавказская и Приволжская железные дороги. Общая эксплуатационная длина железных дорог составляет 8725 км, что превышает 10% общесетевой протяженности, однако удельный вес железных дорог региона в грузообороте железнодорожного транспорта страны составляет 5,7%, а соответствующая доля в общем объеме грузовой работы транспортного комплекса юга России достигает 60 процентов.
В рамках предлагаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривается создание в г. Ростове - на - Дону регионального центра управления железнодорожными перевозками, осуществляющего свою деятельность на полигоне Северо - Кавказской и Приволжской железных дорог.
В регионе расположены все южные морские и речные порты европейской части России (Новороссийск, Туапсе, Махачкала, Таганрог, Ейск, Кавказ, Темрюк, Ростов - на - Дону, Азов, Усть - Донецк, Волгодонск, Волгоград, Астрахань и др.). Протяженность внутренних водных путей на территории юга России не превышает 3,5 тыс. км.
Суммарная пропускная способность портовых мощностей Азово - Черноморского и Каспийского бассейнов составляет около 80 млн. т/год, в том числе 30% - по переработке сухих грузов и 70% - мощности для перегрузки наливных грузов (нефть и нефтепродукты). На внутренних водных путях региона могут быть освоены 12 - 15 млн. т грузов.
Удельный вес перевозок морским транспортом региона в соответствующем грузообороте России равен 40%, при этом морские перевозки составляют 34,9% в общем грузообороте транспорта юга России.
Характеризуя в целом современное техническое состояние, специализацию и уровень загрузки портовых (морских и речных) мощностей юга России, следует отметить:
высокий уровень экспортно - импортных, в т.ч. транзитных перевозок в общем объеме грузооборота практически всех портов региона;
значительные резервы пропускных способностей портовых мощностей региона. Так, фактическая загрузка Новороссийского морского торгового порта составляет 75%, Туапсинского порта - 50%; Махачкалинского порта - 25%; Таганрогского порта - 70%; Азовского порта - 60%; Ростовского порта - 30%; Усть - Донецкого порта - 10%; Волгоградского порта - 50 процентов;
проводимый комплекс мероприятий по техническому развитию и повышению эффективности использования портовых мощностей (специализация портов, поддержание судоходных глубин);
наличие факторов, ограничивающих развитие портовых мощностей на прилегающих территориях (городская застройка, статус курортной зоны).
Основными параметрами, определяющими условия судоходства в Волго - Донском транспортном коридоре, являются глубина водного пути - 3,3 м ограничивающая грузоподъемность судов 5000 т, сезонность навигации (8 - 9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. Критическим объектом на рассматриваемом направлении в настоящее время является Кочетовский гидроузел (построен в 1920 г.), имеющий 100%-ный физический и моральный износ и требующий проведения немедленной масштабной реконструкции.
Общий объем грузоперевозок по Волго - Донскому каналу составляет 3,2 млн. т. Из них: 75% (2341 тыс. т) приходится на экспорт, 20% (621 тыс. т) - на внутренние перевозки, 3% (98 тыс. т) - на импорт и 2% (58,4 тыс. т) - на внутренние транзитные перевозки. Основное направление грузопотока (с запада на восток) составляет 85% всего объема грузоперевозок.
По обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием регион занимает второе место в России после Центрального экономического района. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 60,8 тыс. км, что равняется 11,7% общероссийского уровня.
Изменившаяся геополитическая обстановка на юге России и нестабильное положение в регионе привели к закрытию сквозного движения автотранспорта по главной магистрали юга России - "Кавказ" (Москва - Ростов - Дербент), что обусловило необходимость пересмотра сложившейся сети автомобильных дорог в регионе.
Крупные города - административные центры субъектов юга России и центры курортных зон (Минеральные Воды и Сочи) - обеспечены регулярным воздушным сообщением практически со всеми регионами России. Наиболее важные из них - международные аэропорты действуют в г. г. Ростов - на - Дону, Сочи, Волгоград, Минеральные Воды.
Добыча, переработка и экспорт углеводородного сырья обусловили создание в регионе развитой системы трубопроводного транспорта - газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов.
Оценка и прогнозирование регионального рынка
транспортных услуг
Объем грузовых транзитных перевозок по транспортным коммуникациям юга России в настоящее время составляет около 70 млн. т, в том числе наливных грузов (нефть сырая и нефтепродукты, химические грузы) - около 70%, навалочных (уголь, руды, цемент, сахар, зерно, лесные грузы) - 12% и генеральных грузов - 18 процентов.
По оценкам ведущих транспортных научных организаций страны (Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России, ГипротрансТЭИ МПС, ЦНИИЭВТ, Союзморниипроект) объемы транзитных перевозок по транспортным магистралям юга России в перспективе до 2006 г. увеличатся в 1,6 - 1,7 раза в сравнении с 2000 г. и могут составить 125 - 130 млн. т, в т.ч. через порты Азово - Черноморского и Каспийского бассейнов 110 - 115 млн. т, из них порядка 80 млн. т нефти и нефтепродуктов и 30 - 35 млн. т сухих грузов.
Основными факторами, лежащими в основе обоснования перспективной потребности в транзитных перевозках, являются:
возрастающая потребность грузообразующих отраслей народнохозяйственного комплекса во внешнеторговых перевозках, обусловленная активизацией интеграционных процессов, участием России в мировых хозяйственных связях;
развитие международных транзитных перевозок по транспортным коммуникациям региона;
восстановление в полном объеме железнодорожного и автомобильного сообщений с государствами Закавказья (Азербайджан, Грузия, Армения);
значительная активизация транспортно - экономических связей, обусловленных хозяйственным освоением природных ресурсов в зоне Каспийского моря;
сооружение транзитного нефтепровода (Тенгиз - Новороссийск), обеспечивающего поставку сырой нефти из Казахстана в порт Новороссийск, а также транспортировка туркменской нефти в российские порты Черноморского бассейна;
увеличение объемов транзитных грузов из Ирана и Индии с использованием водного пути Астрахань - Азов и железнодорожного Махачкала - Ростов - на - Дону (Новороссийск);
увеличение объемов контейнерных перевозок (по оценкам экспертов к 2006 г. до 12 млн. тонн на линии Запад - Россия - Запад).
Динамика объема перевозок экспортно - импортных грузов, формирующая основную часть транзитных перевозок в регионе в перспективе до 2006 г., складывается под влиянием следующих тенденций и факторов:
1. Увеличение экспортных перевозок грузов топливно - сырьевой группы, в том числе:
нефти сырой - в 1,6 раза (с учетом транзита из Казахстана и Азербайджана через российские порты на Черном и Азовском морях);
угля - более чем в 2 раза (через Азово - Черноморские порты России и Украины), с доставкой в них грузов железнодорожным сообщением, либо Волго - Донским транспортным коридором и далее - в направлении стран Восточной Европы, Ближнего Востока, Турцию;
руд и концентратов - почти в 10 раз (с 0,35 до 3,5 млн. т) с учетом возможного переключения грузопотоков, проходящих по территории Украины и далее - в Восточную Европу на порты России;
химические грузы навалом (калийные и минеральные удобрения, сера из Астрахани и Казахстана, следующие в Турцию и страны Западной Европы) - с 3,5 до 5,0 млн. тонн.
2. Увеличение объема импортных поставок грузов, в том числе:
рост импорта зерновых в объеме до 2,5 млн. т (поставляемых через российские черноморские порты), необходимых для обеспечения сельского хозяйства в кормовом зерне;
увеличение импорта руд и концентратов для предприятий черной и цветной металлургии Поволжья;
увеличение транзитных перевозок контейнерных грузов, следующих из стран Западной Европы и США.
Согласно имеющимся прогнозным оценкам объем перевозок по Волго - Донскому каналу в 2006 г. может возрасти в 2 раза, превысив 6 млн. т в год; при этом около 60% грузов будет перевозиться в международном сообщении и свыше 75% грузов - транзитных.
Значительным резервом увеличения объема транзитных грузов в регионе может быть освоение перспективного грузопотока из России на Дунай и Рейн речным транспортом. При согласованных сквозных тарифах и соответствующем европейскому уровне предлагаемых транспортных услуг объем перевозок в перспективе оценивается в 7 - 7,5 млн. т (калийные удобрения с Урала, алюминий из Красноярска и Братска, кокс, уголь и металл Кузбасса, лесоматериалы из Западной и Восточной Сибири, нефть и нефтепродукты из Поволжья и Каспийского моря, сера из Астрахани и др. грузы).
На основании прогнозируемых тенденций и количественной оценки объектов грузовых перевозок на юге России, а также с учетом общеэкономического прогноза развития национального хозяйства, международных связей, включая транспортную составляющую, определены перспективные показатели грузооборота в 2006 г. по видам транспорта в регионе.
ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА НА ЮГЕ РОССИИ
-----------------------T------------T-------T-------T------------¬
¦ ¦Грузооборот,¦2006 г.¦ % к ¦Удельный вес¦
¦ ¦млрд. тн/км ¦ в % к ¦2006 г.¦юга России в¦
¦ +-----T------+2000 г.¦ ¦ Российской ¦
¦ ¦2000 ¦ 2006 ¦ ¦ ¦Федерации в ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦2006 г., в %¦
+----------------------+-----+------+-------+-------+------------+
¦Транспорт, всего ¦132,3¦177,03¦ 133,8 ¦100,0 ¦ 8,6 ¦
+----------------------+-----+------+-------+-------+------------+
¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦железнодорожный ¦ 78,6¦110,0 ¦ 140,0 ¦ 62,1 ¦ 6,1 ¦
+----------------------+-----+------+-------+-------+------------+
¦автомобильный ¦ 4,4¦ 5,6 ¦ 127,3 ¦ 3,2 ¦ 19,3 ¦
+----------------------+-----+------+-------+-------+------------+
¦морской ¦ 46,2¦ 57,5 ¦ 124,4 ¦ 32,5 ¦ 42,3 ¦
+----------------------+-----+------+-------+-------+------------+
¦внутренний водный ¦ 3,0¦ 3,8 ¦ 126,7 ¦ 2,1 ¦ 4,4 ¦
+----------------------+-----+------+-------+-------+------------+
¦воздушный ¦ 0,1¦ 0,13¦ 130,0 ¦ 0,1 ¦ 3,5 ¦
L----------------------+-----+------+-------+-------+-------------
Прирост совокупного грузооборота в 2006 г. по отношению к 2000 г. составляет 33,8%, или 44,7 млрд. т/км в абсолютном исчислении.
Ведущую роль в транспортном обеспечении в регионе по-прежнему играют железнодорожный и морской виды транспорта, на которые приходится соответственно 62,1 и 37,5% от общего объема грузооборота. Доля юга России в транспортном обслуживании народнохозяйственного комплекса страны составляет 8,6%, при этом морским транспортом обеспечивается более 42% суммарного грузооборота.
Необходимо отметить, что привлечение и освоение прогнозируемых внешнеторговых грузопотоков, включая международные транзитные, возможно лишь на основе соответствующего развития транспортной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности региональной транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг. Модернизация и развитие транспортно - дорожного комплекса юга России потребует значительных капитальных вложений. Их совокупная величина (по всем видам транспорта на период 2002 - 2006 годы) составляет около 22,5 млрд. рублей.
Развитие транспортных коридоров
Необходимым условием обеспечения эффективности транзитных перевозок российских грузов и привлечения международных грузопотоков через территорию юга России является опережающее развитие транспортной инфраструктуры, формирование и развитие системы транспортных коридоров, соответствующих международным стандартам. Определяющим фактором в выборе потенциального маршрута следования груза является наличие параллельных ходов, дублирующих основное направление коридора различными видами транспорта и обеспечивающих гарантированные резервы пропускной способности коридора.
Указанному критерию на территории юга России отвечают следующие базовые транспортные направления:
транспортный коридор Санкт - Петербург - Москва - Ростов - на - Дону - Новороссийск (Астрахань - Махачкала) с дублирующими железнодорожными ходами: Москва - Воронеж - Ростов - на - Дону - Краснодар - Новороссийск, Москва - Волгоград - Астрахань - Махачкала и автомобильными магистралями, входящими в сеть автомобильных дорог: Е-115 (Санкт - Петербург - Москва - Ростов - на - Дону - Новороссийск), Е-119 (Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань);
транспортный коридор Москва - Ростов - на - Дону - Баку, дублируемый железнодорожной магистралью Москва - Воронеж - Ростов - на - Дону - Минеральные Воды - Махачкала - Баку - Джульфа (Иран) и автомобильной магистралью "Кавказ" (Е-115 и Е-50);
транспортный коридор, связывающий Каспийское, Азовское и Черное моря с обеспечением сообщений:
водный путь (Каспийское море - Волга - Волго - Донской канал - р. Дон - Азовское - Черное моря);
железнодорожный путь (Петров Вал - Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск);
автомобильный международный маршрут, проходящий из Западной Европы через Украину с выходом на Каменск - Шахтинский - Морозовск - Волгоград - Астрахань - Котяевка - граница Казахстана и далее на Атырау (входит в сеть автомобильных дорог с индексом Е-40);
транспортный железнодорожно - водный коридор Каспийское море - порт и железнодорожная станция Махачкала - железнодорожная станция и порт Новороссийск;
транспортный коридор Ростов - Тбилиси - Ереван с обеспечением железнодорожным ходом: Ростов - Староминская - Краснодар - Туапсе - Сочи - Веселое - Сухуми - Тбилиси - Ереван; автомагистралью: Ростов - на - Дону - Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ - Тбилиси - Ереван.
К числу перспективных транспортных направлений можно отнести продление международного транспортного коридора N 7 (Дунайского) в водном и сухопутном сообщениях.
В рамках развития водной составляющей Дунайского коридора возможно использование внутренних водных путей Западной Европы и России по кольцевому маршруту Дунай - Черное море - Волго - Донской канал - Балтийское море - канал Майн - Рейн, а также освоение нового прямого водного сообщения между странами Центральной Европы, России и государствами Каспийского бассейна.
В рамках развития сухопутной части Дунайского коридора перспективным является формирование российского участка коридора N 7 в автомобильном сообщении. Действующую как часть транспортного коридора автомобильную магистраль Будапешт - Бухарест - Констанца - Белгород предлагается дополнить существующими участками автомобильных дорог на маршруте Белгород - Одесса - Таганрог - Ростов - на - Дону и далее Ростов - на - Дону - Астрахань. Участки Ростов - на - Дону - Егорлыкская являются частью автодороги Ростов - на - Дону - Ставрополь - Элиста - Астрахань.
Россией совместно с международными организациями ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН, странами Европы и Азии в соответствии с решениями 3-ей Общеевропейской Международной конференции по транспорту (г. Хельсинки, 1997 г.) и Международной евроазиатской конференции по транспорту (г. Санкт - Петербург, 2000 г.) активизирована работа по созданию системы евроазиатских транспортных связей на приоритетном направлении "Север - Юг". Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Индия и Правительством Исламской Республики Иран о международном транспортном коридоре "Север - Юг" одобрено и внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 482). Проходящие через территорию юга России маршруты являются альтернативными по отношению к проекту ТРАСЕКА, который формируется в обход территории России и реализуется в настоящее время при поддержке ЕС и международных финансовых институтов.
Для защиты российских интересов и предотвращения транспортной изоляции России в этом регионе основными задачами являются:
опережающее развитие направлений, связывающих транспортные сети России и стран Средней и Центральной Азии через территории Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, в том числе с использованием паромных переправ через Каспий;
подключение транспортного маршрута, соединяющего Каспийское и Черное моря по Волго - Донскому каналу, к системе евроазиатских транспортных связей.
Развитие транспортных коридоров в направлении "Север - Юг" предусматривает завершение формирования единой евроазиатской глубоководной воднотранспортной системы. Полноценное включение в нее Волго - Донского канала и других внутренних водных путей Европейской части России (с учетом открытия этих путей для иностранных перевозчиков) обеспечит выход через Черное море и юго - восток Европы в центр континента по Дунаю. По Волге транзитный путь выходит на Балтику и Скандинавию. Формирование и развитие водного коридора Волга - Дон - Дунай, по оценкам экспертов, обеспечит доходы России от транзита в размере 1 млрд. долларов США в год.
Перспективным направлением развития транзитных связей через южно - российский регион является транспортное обеспечение перевозок грузов внешней торговли России с Ираном, Индией и другими странами Аравийского побережья и Персидского залива, а также связей этих стран с государствами Европы. По оценкам экспертов грузопоток из стран Каспийского бассейна, Среднего Востока, Персидского залива, Юго - Западной Азии в Россию, страны СНГ и Европы составляет порядка 20 млн. т, при этом сроки перевозки грузов по сравнению с существующими транспортными схемами сократятся в 2 - 3 раза при значительном снижении транспортных издержек.
В рамках формируемой инфраструктуры транспортного коридора "Север - Юг" предусматривается строительство нового морского порта на Каспии - Оля. Расположение порта (в 100 км южнее Астрахани, на берегу р. Волга, в 40 км от Каспийского моря) обеспечивает выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали и создает условия для круглогодичных перевозок на Каспии транзитных и экспортно - импортных грузов. Проектная мощность порта составляет 8 млн. тонн генеральных грузов в год и 5,8 млн. тонн грузов, перевозимых автотрейлерами и железнодорожными вагонами на морских паромах. Глубина причалов составит 6 м. Объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, составляет 222 млн. долл. США.
Для обеспечения транспортной связи существующей сети железных дорог с портом Оля необходимо построить подъездной железнодорожный путь от ст. Янгдыки протяженностью 51 км и сметной стоимостью 1100 млн. рублей.
Альтернативным проектом является предполагаемое строительство морского порта Лагань и формирование железнодорожно - автомобильного паромного сообщения между портами Лагань и Нау - Шахр (Иран).
Ввод в действие морского порта в Лагани, а также переключение на железнодорожный транспорт перевозки части нефти из месторождений Казахстана и шельфа Каспийского моря в страны восточной и западной Европы ставит вопрос о необходимости строительства железной дороги Улан - Хол - Лагань протяженностью 42 км. Общая стоимость проекта составляет 22350 млн. руб. (без привлечения бюджетных средств).
По оценкам экспертов, среди рассматриваемых вариантов развития транспортной инфраструктуры на побережье Каспийского моря предпочтительным в технологическом и экономическом аспектах является развитие Махачкалинского транспортного узла на базе реконструкции и развития Махачкалинского международного морского порта и железнодорожной станции. Морские глубины, круглогодичная навигация, существующие перегрузочные мощности, позволяющие перерабатывать до 7 млн. тонн нефтепродуктов и 1,5 млн. тонн сухих грузов, полноценные железнодорожный и автомобильный подходы к порту, выгодное расположение действующего транспортного узла в отечественном секторе прикаспийского региона позволяют оценить значение порта как важнейшего транспортного узла на юге России. Однако полноценное включение Махачкалинского транспортного узла в инфраструктуру международных транспортных коридоров на юге России требует решения вопроса о строительстве железнодорожной линии Буденновск - Нефтекумск - Кочубей (Артезиан) протяженностью 230 км.
Основными направлениями развития сети автомобильных дорог в составе коридора "Север - Юг" будут модернизация, строительство и реконструкция основных автомобильных дорог по маршрутам: Мурманск - Петрозаводск - Выборг - Санкт - Петербург - Москва - Ростов - на - Дону - Владикавказ, Москва - Астрахань - Махачкала и др., включая подъезды к границам Финляндии и Норвегии на севере, Грузии, Азербайджана и Казахстана на юге России.
Одним из условий, обеспечивающих международный уровень информационного обслуживания транспортного процесса на юге России, является создание Северо - Кавказского регионального логистического транспортного центра, функционирование которого позволит оптимизировать систему перевозок и взаиморасчетов.
Железнодорожный транспорт
1. Развитие на территории региона транспортного коридора в направлении Москва - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов - на - Дону - Новороссийск с ответвлением Кочетовка - Саратов - Волгоград - Астрахань - Самур предусматривает:
увеличение пропускных и провозных возможностей железнодорожной магистрали на всем протяжении;
обустройство пограничных переходов на станциях Успенская, Гуково.
2. Обеспечение внешнеторговых перевозок на направлении Волгоград - Котельниково - Тихорецкая - Краснодар с ответвлениями на Новороссийск и Туапсе предусматривает:
развитие Новороссийского и Туапсинского железнодорожных транспортных узлов и усиление подходов к ним в связи с ростом объемов перевозки через порты;
электрификацию участка Петров Вал - Волгоград - Котельниково.
3. После урегулирования ситуации в Грузии возобновление движения по железнодорожной линии Туапсе - Адлер - Сухуми - Тбилиси - Ереван предусматривает оказание технической помощи Грузии и Армении в восстановлении материально - технической базы и организации движения поездов на соответствующих участках железнодорожной магистрали.
В Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России" в качестве приоритетного мероприятия предусмотрена организация скоростного движения пассажирских поездов на направлении Москва - Ростов - Минводы (участок Чертково - Ростов - Минводы).
Водный транспорт
Обеспечение возрастающих объемов перевозки грузов через порты юга России предусматривает:
реконструкцию и развитие перегрузочных комплексов в портах Новороссийск, Туапсе, Махачкала с увеличением пропускных способностей по наливным и сухим грузам на 45 млн. тонн;
строительство морского торгового порта Оля;
создание паромного сообщения на основе строительства железнодорожных паромных комплексов.
Автодорожная сеть
По территории региона проходят международные автодорожные коридоры, связывающие Азию с Северной, Центральной и Южной Европой. Районы тяготения указанных транспортных коридоров являются перспективными зонами ускоренного развития торговли и туризма. Привлечение транзитных транспортных потоков на национальные транспортные коммуникации является предметом конкуренции между соседними государствами Кавказа. Решение данной проблемы с учетом интересов России требует особого внимания.
По территории региона проходят федеральные автомобильные дороги, имеющие международное и межрегиональное значение и включенные в перечень международных автомобильных дорог СНГ. Наиболее важные из них включены в Европейскую сеть международных дорог. Среди них маршруты автомобильных дорог Е-40 (... - Киев - Харьков - Ростов - на - Дону - Волгоград - Астрахань и далее на Ташкент, Бишкек, Алма - аты по территории Среднеазиатских государств до границы с Китаем), Е-50 (... - Днепропетровск - Донецк - Ростов - на - Дону - Минеральные Воды - Махачкала), Е-97 (Херсон - Феодосия - Керчь - Новороссийск - Сочи - Сенаки), Е-115 (Москва - Воронеж - Ростов - на - Дону - Краснодар - Новороссийск), Е-117 (Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ и далее в направлении на Тбилиси и Ереван), Е-119 (Москва - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Баку).
На автомагистрали "Дон" (Е-115) и "Кавказ" (Е-119), обеспечивающие переключение экспортно - импортных грузов в южные морские и устьевые порты Азово - Черноморского бассейна, приходится 70% всех транзитных автомобильных грузо- и пассажиропотоков региона. Автомагистраль "Дон" (Москва - Воронеж - Ростов - на - Дону - Новороссийск) предложена к перспективному продлению Паневропейского транспортного коридора N 9, граничными пунктами которого на юге России являются морские порты: Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Ейск и речные: Ростов - на - Дону, Азов, Темрюк, обеспечивающие выход в страны Ближнего Востока и Средиземноморского побережья.
По автодорожным магистралям этого коридора осуществляется основная часть грузовых и пассажирских перевозок в масштабах страны по направлению Север - Юг с выходом в сопредельные государства (Азербайджан, Грузию, далее Иран и Турцию), сопутствующих динамичному развитию Евро - азиатских транспортно - экономических связей.
Главная цель дальнейшего развития сети автомобильных дорог юга России заключается в достижении максимального вклада в стабилизацию социально - политической ситуации и подъеме экономики региона. Достижение указанной цели должно быть обеспечено решением следующих основных задач по совершенствованию и развитию дорожной сети:
развитие национальных автодорожных коридоров, повышение технического уровня существующих федеральных и территориальных автомобильных дорог путем их модернизации для обеспечения высокого уровня удобства и безопасности движения транспортных средств, реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к региональным центрам, их интеграция в Европейскую и Азиатскую системы международных автомобильных дорог;
содействие гармоничному развитию транспортной системы путем обеспечения подъезда к морским портам, важнейшим транспортным узлам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры.
К первой очереди строительства и реконструкции планируются участки дорог, имеющие низкую пропускную способность, высокий уровень загрузки и наибольший индекс доходности (коэффициент эффективности инвестиций), а также имеющие стратегическое значение для региона и Российской Федерации. Из федеральных дорог это участки магистралей "Дон" и "Кавказ", а также их территориальные дублеры.
Предусматривается продолжить реконструкцию магистральных дорог "Дон": Москва - Воронеж - Ростов - на - Дону - Краснодар - Новороссийск, "Кавказ": Краснодар (от Павловской) - Нальчик, участков автодорожного маршрута от Новороссийска до Сочи вдоль Черноморского побережья.
На автодороге Ростов - на - Дону - Таганрог планируется закончить строительство обхода с. Чалтырь с вводом его в эксплуатацию.
Для обеспечения экспортно - импортных перевозок будет продолжено совершенствование и развитие автодорожных подходов к морским и речным портам: Новороссийску, Туапсе, Таганрогу, Ейску, Ростову - на - Дону, Азову, Темрюку.
Для обеспечения бесперебойных межрегиональных связей юга России с государствами Закавказья - Арменией, Грузией и Азербайджаном предусматривается дальнейшее развитие автомобильной дороги от магистрали "Кавказ" (г. Беслан) через Нижний Ларс (Крестовый перевал), Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский перевал) - проект "Южные ворота".
В Краснодарском крае продолжится строительство и реконструкция участков автодорог Краснодар - Джубга - Сочи, Павловская - Краснодар, Адлер - Красная Поляна, а также строительство уникального тоннеля через Шаумяновский перевал, связывающего столицу Адыгеи - г. Майкоп с Черноморским побережьем.
Продолжится развитие автодорожного маршрута Астрахань - Махачкала по территориям Астраханской области и Республик Калмыкия и Дагестан.
В Волгоградской области продолжится строительство мостового перехода через р. Волга в г. Волгоград. Необходимость строительства мостового перехода обусловлена исчерпанием пропускной способности и эксплуатационной надежности автопроезда по плотине Волжской ГЭС, единственной автотранспортной связи через р. Волга на 800-километровом протяжении от г. Саратова до г. Астрахань.
Другие федеральные дороги будут реконструированы прежде всего на наиболее нагруженных участках с ликвидацией очагов аварийности. Для оптимизации движения как транзитных, так и местных транспортных потоков планируется строительство обходов крупных населенных пунктов и городов.
Транспортные потоки будут направлены в обход крупных населенных пунктов - г. г. Ростов - на - Дону, Краснодар, Нальчик, Сочи и других, что позволит разгрузить перенасыщенные городские магистрали, оздоровить экологическую обстановку. Финансирование развития опорной сети федеральных и основных территориальных автомобильных дорог, обеспечивающих межрегиональные и международные связи, будет осуществляться за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, необходим поиск и привлечение нетрадиционных источников финансирования.
В рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" предусматривается осуществить проекты строительства и реконструкции участков дорог, проходящих по территории юга России:
Краснодарский край - Джубга - Сочи
Краснодарский край - "Кавказ"
Краснодарский край - "Дон"
Краснодарский край - Краснодар - Новороссийск
Ростовская область - "Дон"
Ростовская область - Волгоград - Каменск - Шахтинский
Ростовская область - Ростов - Таганрог
Ростовская область - Ростов - Азов до границы Краснодарского края
Ставропольский край - "Кавказ"
Республика Дагестан - "Кавказ"
Республика Дагестан - Астрахань - Махачкала - Казмалярский
Республика Северная Осетия - Алания - "Кавказ"
Республика Северная Осетия - Алания: Владикавказ - п. Нижний Ларс
Республика Северная Осетия - Алания: Владикавказ - Алагир - Н. Зарамаг через Главный Кавказский хребет по Рокскому перевалу до границы с Грузией
Республика Северная Осетия - Алания: Беслан - Владикавказ - граница с Грузией (через Крестовый перевал)
Кабардино - Балкарская Республика - "Кавказ"
Астраханская область - "Каспий"
Волгоградская область - Волгоград - Котельниково
Волгоградская область - "Каспий"
Волгоградская область: - строительство мостового перехода через р. Волга (г. Волгоград)
Астраханская область: - Астрахань - Кара - Озек (граница с Казахстаном)
(Перечень инвестиционных проектов - том II, раздел 2.1.)
2.2. Подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи
в северной и северо - западной части акватории
Каспийского моря
По мере истощения нефтяных запасов Западной Сибири и удорожания стоимости нефти российские компании будут все больше переносить свою деятельность в Прикаспийский регион. При этом Россия начинает освоение каспийского шельфа с большим опозданием по сравнению с другими прикаспийскими государствами.
Площадь российской части акватории Каспия 64 тыс. кв. км. По прогнозам специалистов общие ресурсы Каспия составляют около 8 млрд. тут, из которых 24% или 2 млрд. тонн, приходятся на долю России. В настоящее время почти на всю акваторию российской части Каспийского моря проданы лицензии российским и зарубежным недропользователям, за счет которых предполагается выполнить основной объем сейсморазведочных работ и бурение скважин на перспективных площадях.
Из обнаруженных на российской части акватории Каспия 20 потенциальных нефтегазовых структур наиболее подготовлено к эксплуатации небольшое нефтяное месторождение Инчхе у берегов Дагестана с запасами 10 млн. т. Разработку его будет вести консорциум CaspOilDevelopvent, созданный британской J.P.X. (30,5%), российской "Роскапнефтью" (39,5%) и "Дагнефтью" (30%).
Планируется также освоение двух вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке прибрежной зоны Республики Дагестан с извлекаемыми запасами 75 млн. т нефти при годовой добыче 2 - 2,5 млн. тонн.
Объявлен тендер на разработку дагестанской Северо - Восточной части российского шельфа с прогнозными запасами 625 млн. т. Фирмы Agip (Италия) и Monument (Великобритания) уже купили пакеты геологической информации. Но Госдепартамент США на данном этапе не рекомендовал американским компаниям участвовать в тендере из-за политической и экономической нестабильности обстановки в Республике Дагестан. Уже в 1998 г. тендерная компания признала среди победителей ко




Вернутся в раздел Постановления и Указы