Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "ВЫЖИВЕТ ЛИ НЕСОВЕРШЕННАЯ СИСТЕМА"(Ф.Чех)("Фармацевтические ведомости" n 11, 2005)




"Фармацевтические ведомости" N 11, 2005
ВЫЖИВЕТ ЛИ НЕСОВЕРШЕННАЯ СИСТЕМА
На осуществление проекта ДЛО Правительство РФ выделило 51 млрд. рублей. По мнению экспертов, государственная программа "Льгота-2005" - это очень трудный, но верный шаг на пути к качественному лекарственному обеспечению граждан РФ. Однако в работе по-прежнему есть много трудностей. Использованы далеко не все вложенные средства. В соответствии с ФЗ N 122 "О монетизации льгот" на одного льготника приходится очень небольшая денежная сумма. Многие люди просто отказались от денежного пособия. Получить лекарства по льготной цене возможно далеко не всегда. Препаратов списка ДЛО часто нет в наличии. Как решаются эти и многие другие проблемы, рассказывает заместитель начальника Управления организации лекарственной помощи Минздрава Московской области Владимир Иванович Овчаренко.
Подходит к концу первый год реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения.
- С начала января 2005 года введена программа "Льгота-2005". По предварительным прогнозам экспертов, работа должна была проходить с большими трудностями. Какие проблемы возникали в ходе реализации программы?
- С вступлением в силу нового порядка осуществления дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан отмечались значительные трудности, возникающие в ходе реализации федеральной программы "Льгота-2005", а именно:
- разделение групп лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по категориям в соответствии с источниками финансирования;
- отсутствие достоверной информации о количестве зарегистрированных граждан по каждой из категорий льготников;
- отсутствие единого, полного регистра групп льготников;
- нормативные документы Минздравсоцразвития России и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, регламентирующие деятельность по данному вопросу, были приняты только в конце декабря 2004 г., а изменения и дополнения в некоторые из них вносились по апрель этого года;
- установление референтных цен на лекарственные средства, предназначенные для льготного обеспечения, повлекло увеличение цен в целом в розничной сети до 40%, а по отдельным позициям и более;
- уполномоченная фармацевтическая организация ЗАО "ЦВ "Протек", как участник федеральной программы "Льгота-2005", была определена только 07.12.04 г., и она не могла быть полностью готова к проведению мероприятий по организации поставок лекарственных средств в аптечную сеть Московской области, установке программного продукта учета и контроля дополнительного лекарственного обеспечения, сбору отчетности для финансирования данной деятельности;
- перечни лекарственных средств по МНН и торговым наименованиям лекарственных средств неоднократно дополнялись и корректировались уже в текущем году (например, дополнения к приказу Федеральной службы N 168-ПР были внесены приказом от 22.04.05 г.); значительное расширение перечня ЛС - более 2000 наименований (ранее использовались около 700 наименований) привело к увеличению дефектуры лекарственных средств по льготному обеспечению - по отдельным муниципальным образованиям до 60%;
- проведение мероприятий по лекарственному обеспечению "федеральных льготников", проживающих в Московской области, препаратами, не включенными в соответствующие перечни, изделиями медицинского назначения, а также препаратами, составляющими стойкую дефектуру у ЗАО "ЦВ "Протек", повлекло увеличение расходов бюджета Московской области на ДЛО порядка 100,0 млн. руб.
- Какие органы были назначены ответственными за реализацию программы льготного обеспечения? Как они справились со своей задачей?
- Координатором деятельности по реализации программы "Льгота-2005" является Минздравсоцразвития России и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В части обеспечения льготных категорий граждан, проживающих в Московской области, Правительством Московской области полномочия по осуществлению данной деятельности предоставлены Минздраву и Минфину Московской области.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 01.11.04 г. N 8939/04 организацией областного уровня снабжения отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры государственной социальной поддержки, определено ГУП МО "Мособлфармация", федерального уровня - ЗАО "ЦВ "Протек".
К настоящему моменту деятельность всех участников программы дополнительного лекарственного обеспечения может быть признана удовлетворительной, несмотря на все имеющиеся трудности и проблемы.
- Известно, что были случаи, когда больные не получали лекарственную помощь. Аптеки не могли обеспечить пациентов, поскольку необходимого товара не было в наличии. Кто несет ответственность за эти перебои в поставках?
- Действительно, случаи отказов в обеспечении рецептов, предъявленных в аптечную организацию, имеются. Однако необходимо пояснить, что причина этого не в плохой организации работы аптек, а в ряде вопросов, связанных с пробелами в законодательстве, регламентирующем деятельность по реализации программы ДЛО, недостатками работы уполномоченных фармацевтических организаций, недостатками в вопросах взаимодействия между работниками здравоохранения и фармации, отсутствием технического и информационного обеспечения данного процесса. Например, несвоевременность представления лечащим врачам справочной литературы по перечням лекарственных средств, в соответствии с которыми выписываются лекарственные препараты льготникам, привело к значительному количеству жалоб на отсутствие выписанных медикаментов в аптеках. Например, в пункте отпуска имеется ортофен (включен в перечень), а врач выписывает вольтарен (отсутствует в перечне или не может быть поставлен уполномоченной фармацевтической организацией). Однако большое количество наименований лекарственных средств, включенных в перечни, позволяют решить все вопросы оказания своевременной и качественной лекарственной помощи населению за счет средств бюджета Московской области.
- Иногда, если лекарства нет в аптеке, больной обращается к своему лечащему врачу. Врач может обеспечить пациента, однако не бесплатно. Как вы считаете, этично ли решать проблему подобным образом? Часто ли имеют место такие случаи?
- Законодательство не предусматривает права врача самостоятельно обеспечивать пациентов лекарственными средствами.
- Какие изменения в законодательстве, по вашему мнению, требуются, чтобы оптимизировать обеспечение льготников? Возможно, есть способы наладить эту работу другим путем. Что для этого нужно?
- Сегодня система ДЛО становится более понятной. Развивается и отрабатывается ее инфрастуктура, совершенствуются правила поведения основных участников программы. Положения законодательства, регламентирующего деятельность по ДЛО отдельных категорий граждан, за прошедший период с начала 2005 г. претерпели ряд изменений и дополнений, которые были продиктованы новыми условиями в осуществлении данной работы. Программой ДЛО предусмотрено обеспечить льготников - людей в основном с хроническими заболеваниями - необходимыми лекарственными средствами в условиях амбулаторно-поликлинического звена учреждений здравоохранения, невзирая на стоимость лекарственных средств.
- Ряд организаций были назначены генеральными поставщиками. Помогло ли это улучшить обеспечение аптек лекарствами? Не поступают ли жалобы от руководителей аптек на отсутствие какого-либо товара?
- Конкурсы ответственных поставщиков определили действительно "ответственных поставщиков" лекарственных средств, и при правильно организованном взаимодействии в вопросах снабжения сложностей не возникает. После проведения консультаций специалистами Управления организации лекарственной помощи по нормативным документам, регламентирующим вопросы поставок лекарственных средств, подобные жалобы разрешаются руководителями аптечных организаций. В дальнейшем планируется корректировка состава участников программы (в частности, поставщиков фармацевтической продукции) с учетом трудностей, возникших на первом этапе внедрения новой системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
- Были ли случаи, когда аптеки подавали в суд по причине невыполнения их заказа на доставку лекарственной продукции? Как решались подобные инциденты?
- Обращения в судебные органы по вопросам недопоставок продукции и непогашения задолженности по выплате вознаграждения за услуги по программе ДЛО со стороны аптечных организаций, участвующих в реализации программы "Льгота-2005", Министерством здравоохранения Московской области не зарегистрированы.
- Если рецепт оформлен неправильно и ФОМС не принимает его к оплате у дистрибьютора, может ли аптека рассчитывать на возмещение стоимости отпущенных по рецепту лекарств?
- Одним из требований, предъявляемых к порядку осуществления фармацевтической деятельности, установлено, что неправильно оформленный рецепт должен быть зарегистрирован в специальном журнале, переоформлен врачом лечебно-профилактического учреждения и только после этого предъявлен к оплате.
- Известно, что льготным лекарственным обеспечением занимаются не только государственные и муниципальные аптеки. Многие коммерческие предприятия также делают эту работу. Выгодно ли льготное обеспечение для аптечного бизнеса? Можно ли как-то привлечь аптечных руководителей к этому процессу?
- Решение об участии в программе ДЛО аптечных организаций различных форм собственности принимается органом управления здравоохранением муниципального образования и утверждается приказом Министерства здравоохранения Московской области. Деятельность по организации ДЛО достаточно трудоемкий процесс, который требует не только знаний в сфере фармации, но и экономических, финансовых и даже юридических норм. В случае, если руководитель аптечной организации эрудированный человек, умеющий организовать работу всего коллектива аптеки, то данное предприятие и в нынешних сложных условиях рентабельно.
- Сегодня многие считают, что среди бесплатных льготных лекарств много некачественных и неэффективных средств. На западе есть такая практика: если пациент желает приобрести более качественный и дорогой препарат, он доплачивает определенную сумму. Будет ли у нас введена такая практика? Поможет ли она наладить работу?
- Если лекарственный препарат поступил в аптеку, это означает, что данный препарат - качественный, и это подтверждено документально. Также, если лекарственный препарат зарегистрирован в данном качестве (как лекарственный препарат), то это означает, что он применяется при проведении лечения определенного заболевания. Права посетителей аптек по приобретению лекарственных препаратов, в том числе дорогостоящих, не ограничено. Однако это не относится к "льготным" рецептам, так как врач определяет, чем лечить больного в соответствии со стандартами лечения, установленными Минздравсоцразвития России.
И только в случае, если лекарственное средство для льготника выписано по международному непатентованному наименованию, допускается синонимическая замена, аптечная организация имеет право отпустить идентичный по фармакологическому действию лекарственный препарат, имеющийся в наличии на момент обращения. В будущем программа позволит планировать объемы производства лекарственных средств для отечественных производителей, выпускать те препараты, которые востребованы и рентабельны. В целом программа ДЛО - это широкомасштабный, долгосрочный проект.
Ф.ЧЕХ




Вернутся в раздел Медицинское законодательство