2. Московская городская Дума и органы исполнительной власти города Москвы направляют друг другу планы работ, принятые акты и другую информацию в установленном порядке.
3. Мэр Москвы ежегодно не позднее первого квартала представляет Московской городской Думе доклад о деятельности органов исполнительной власти города Москвы в истекшем календарном году.
4. Мэр Москвы вправе в порядке, установленном настоящим Уставом, другими законами города Москвы:
1) вносить в Московскую городскую Думу проекты законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы и поправки к проектам на любой стадии их рассмотрения, а также заключения по проектам законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы и поданным к ним поправкам, делегировать право внесения поправок и заключений своему полномочному представителю;
2) требовать созыва внеочередного заседания Московской городской Думы;
3) назначать своих полномочных представителей в Думе по общим вопросам или по отдельным проектам законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы;
4) предлагать вопросы в повестку дня заседания Московской городской Думы;
5) участвовать в открытых и закрытых заседаниях Московской городской Думы;
6) в течение 14 дней с момента поступления использовать право вето в отношении принятых Московской городской Думой законов города Москвы, направляя их на повторное рассмотрение с поправками или без таковых;
7) обращаться в Московскую городскую Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Московской городской Думы или об их отмене либо обжаловать указанные постановления в судебном порядке;
8) выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседания Московской городской Думы;
9) выступать вне очереди на заседаниях Московской городской Думы.
5. Закон города Москвы, в отношении которого Мэр Москвы использовал право вето, может быть принят Московской городской Думой в прежней редакции, если за это проголосуют не менее 2/3 от установленного числа депутатов Московской городской Думы.
6. Закон города Москвы, одобренный Московской городской Думой в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Мэром Москвы, подписывается им и подлежит обнародованию в четырнадцатидневный срок.
7. Должностные лица органов исполнительной власти города Москвы вправе, а при наличии письменного приглашения - обязаны присутствовать на заседаниях Московской городской Думы, вправе выступать, вносить предложения по обсуждаемым вопросам.
8. Депутаты Московской городской Думы пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти города Москвы в срок не более двух недель (не считая отпуска, болезни, командировки), вправе по собственной инициативе или по приглашению присутствовать на заседаниях Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы, выступать, вносить предложения.
9. Московская городская Дума вправе обращаться к Мэру Москвы, Правительству Москвы, иным органам исполнительной власти города Москвы и их руководителям с предложениями отмены, изменения или дополнения принятых ими правовых актов, или обжаловать указанные правовые акты в судебном порядке, или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом об их соответствии Конституции Российской Федерации.
Деятельность органов законодательной и исполнительной власти города Москвы должна осуществляться на основе эффективного сотрудничества, обусловленного единством задач, с целью обеспечения интересов жителей города Москвы, достижения наилучшего устройства городской жизни. Взаимодействие Мэра Москвы и органов исполнительной власти с Московской городской Думой осуществляется в установленных законодательством формах открыто и гласно для жителей города. Несмотря на законодательно закрепленную самостоятельность органов законодательной и исполнительной власти Москвы, они имеют общий источник - волю жителей Москвы, общую задачу - обустройство городской жизни.
Порядок взаимного обмена информацией между Московской городской Думой и органами исполнительной власти устанавливается Уставом и законами города Москвы.
Ежегодный доклад о деятельности органов исполнительной власти города Москвы по установившейся традиции включает в себя основные показатели развития отраслей городского хозяйства, сведения о состоянии социальной сферы, важнейшие решения Правительства Москвы в истекшем году.
Направление доклада о деятельности органов исполнительной власти города Москвы в истекшем году не предполагает принятия Московской городской Думой какого-либо специального решения.
Часть 4 комментируемой статьи регламентирует полномочия Мэра Москвы в части взаимодействия с Московской городской Думой.
Мэр обладает значительными возможностями влияния на законодательный процесс в Москве. Мэр Москвы является субъектом законодательной инициативы, т.е. обладает правом вносить в Московскую городскую Думу проекты законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы. Кроме того, он обладает правом внесения поправок к проектам законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы.
По сложившейся практике разработку абсолютного большинства законопроектов осуществляют органы исполнительной власти. Правительство Москвы и иные органы исполнительной власти города ведут обширную законопроектную работу, охватывающую практически все сферы правового регулирования в рамках предметов ведения Москвы как субъекта Российской Федерации. Все законопроекты, разрабатываемые органами исполнительной власти, вносятся в Московскую городскую Думу от имени Мэра Москвы.
Участие Мэра Москвы не ограничивается лишь внесением законопроектов. Мэр Москвы активно участвует во всех стадиях рассмотрения законопроектов (в том числе и законопроектов, внесенных в Московскую городскую Думу иными субъектами законодательной инициативы), может вносить поправки и давать заключения.
Мэр Москвы вправе участвовать в работе Московской городской Думы - присутствовать на заседаниях, предлагать вопросы в повестку дня, выступать (в том числе и во внеочередном порядке) по вопросам, рассматриваемым Московской городской Думой.
По устоявшейся традиции назначается постоянный представитель Мэра Москвы в Московской городской Думе, координирующий все вопросы взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с Московской городской Думой. Его полномочия установлены распоряжением Мэра Москвы от 28 февраля 2000 года N 222-РМ "О полномочиях полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе".
Также при рассмотрении Московской городской Думой отдельных законопроектов Мэр Москвы назначает своего представителя по данному законопроекту. Представитель по отдельному законопроекту назначается, как правило, из числа должностных лиц исполнительной власти города Москвы, работающих в той сфере или отрасли жизни города, на регулирование которой направлен законопроект.
Порядок прохождения проектов законов города Москвы в Московской городской Думе устанавливается Регламентом Московской городской Думы и Законом города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
Важнейшим правом Мэра Москвы является отлагательное вето на законы, принятые Московской городской Думой. Право вето является формой выражения несогласия Мэра Москвы с позицией Московской городской Думы.
Вето Мэра Москвы может быть внесено с поправками к закону, принятому городской Думой, или с отрицательным заключением Мэра Москвы (без поправок).
Поправки, содержащиеся в вето, внесенном Мэром Москвы, рассматриваются Московской городской Думой на заседании. Каждая из поправок Мэра Москвы может быть отклонена Московской городской Думой при повторном рассмотрении закона города Москвы числом голосов не менее 2/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании. Вето Мэра Москвы в целом может быть преодолено 2/3 голосов от установленного числа депутатов (т.е. не менее чем 24 из 35 депутатов).
В отношении постановлений Московской городской Думы Мэр Москвы не имеет возможности влиять на процедуру их вступления в силу. Устав указывает на право Мэра Москвы направлять обращения в Московскую городскую Думу. Такое обращение подлежит рассмотрению Московской городской Думой, однако в отличие от ранее существовавшего порядка (в 1995-2001 годах) не влечет каких-либо последствий для принятого Московской городской Думой постановления. Отмена постановлений Московской городской Думы по инициативе Мэра Москвы возможна лишь в судебном порядке.
Части 7-9 комментируемой статьи посвящены иным вопросам взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и Московской городской Думы.
Должностные лица органов исполнительной власти города вправе присутствовать на заседаниях городской Думы, так же как и депутаты Московской городской Думы вправе присутствовать на заседаниях Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города.
Вместе с тем лишь должностные лица органов исполнительной власти города должны по приглашению Московской городской Думы в обязательном порядке присутствовать на ее заседаниях.
Глава 8. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Законодательство Москвы
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 49. Взаимодействие Мэра Москвы и органов исполнительной власти города Москвы с Московской городской Думой. 1. Органы исполнительной власти города Москвы и Московская городская Дума взаимодействуют в интересах населения на основе разграничения функций и полномочий, руководствуясь общностью решаемых задач, принципами народовластия, законности и гласности.
Вернутся в раздел Законодательство Москвы