Законодательство РФ

ЗАКОН РФ от 10.07.1992 n 3266-1 (с изм. от 24.12.1993) ОБ ОБРАЗОВАНИИ



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288)
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная политика в области образования. 1. Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования. 1. Законодательство Российской Федерации в области образования включает: настоящий Закон, принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законодательные акты Российской Федерации, а также законы, законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации в области образования, принимаемые в соответствии с федеральными законодательными актами и действующие на их территориях.

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования. Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. 1. Гражданам Российской Федерации на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Статья 6. Язык (языки) обучения. 1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР "О языках народов РСФСР".

Статья 7. Государственные образовательные стандарты. 1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Статья 8. Понятие системы образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность

Статья 9. Образовательные программы. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

Статья 10. Формы получения образования. 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения. 1. Учредителем, учредителями образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:

Статья 12. Образовательные учреждения. 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Статья 13. Устав образовательного учреждения. 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

Статья 14. Общие требования к содержанию образования. 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса. 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.

Статья 16. Общие требования к приему в образовательные учреждения. 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не отрегулированной законом, определяется учредителем образовательного учреждения и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

Статья 17. Реализация общеобразовательных программ. 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях, учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных; в образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 18. Дошкольное образование. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.

Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 1. Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ. 1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в профессиональных образовательных учреждениях, в том числе специальных. Профессиональные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным настоящим Законом.

Статья 21. Профессиональная подготовка. 1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Статья 22. Начальное профессиональное образование. 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

Статья 23. Среднее профессиональное образование. 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Статья 24. Высшее профессиональное образование. 1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Статья 25. Послевузовское профессиональное образование. 1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Статья 26. Дополнительное образование. 1. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Статья 27. Документы об образовании. 1. Образовательное учреждение выдает лицам, прошедшим аттестацию, документ о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самим образовательным учреждением. Документ заверяется печатью образовательного учреждения.

Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования. В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и управления подлежат:

Статья 29. Компетенция республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в области образования. 1. В области образования ведению республик в составе Российской Федерации в лице их высших органов государственной власти и управления подлежат:

Статья 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и управления в области образования. 1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция органов государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектов в области образования является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом.

Статья 31. Компетенция органов местного самоуправления в области образования. 1. Органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на установленное настоящим Законом обязательное основное общее образование.

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения. 1. Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органами местного самоуправления в заявительном порядке.

Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения. 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное учреждение по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств образовательного учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя.

Статья 35. Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением. 1. Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Статья 36. Управление негосударственным образовательным учреждением. 1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

Статья 37. Органы управления образованием в Российской Федерации. 1. В Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

Статья 39. Отношения собственности в системе образования. 1. За образовательным учреждением в целях обеспечения его уставной образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования. 1. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и муниципальное финансирование образования. Пункт 2 статьи 40 вступает в силу с момента принятия Федеральной программы развития образования (Постановление ВС РФ от 10.07.1992 n 3267-1). 2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее десяти процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней. Абсолютные размеры нормативов финансирования образовательных учреждений подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

Статья 41. Финансирование образовательных учреждений. 1. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования. Пункты 2 и 3 статьи 41 вступают в силу с момента принятия Федеральной программы развития образования (Постановление ВС РФ от 10.07.1992 n 3267-1). 2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Статья 42. Особенности финансирования высшего и послевузовского профессионального образования. ------------------------------------------------------------------

Статья 43. Права образовательного учреждения в использовании финансовых и материальных средств. 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях.

Статья 44. Материально-техническая база образовательного учреждения. 1. Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущественных комплексов, оснащения и оборудования, имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории.

Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного, муниципального образовательного учреждения. 1. Государственное, муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги) за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Статья 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. 1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.

Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. 1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников. 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статья 52. Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих). 1. Родители (лица, их заменяющие) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Статья 53. Занятие педагогической деятельностью. 1. Порядок комплектования персонала образовательных учреждений регламентируется их уставами.

Статья 54. Оплата труда работников образовательных учреждений. 1. Заработная плата, должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных контрактом. Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 55. Права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений. 1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

Статья 56. Трудовые отношения в системе образования. 1. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Пункт 2 статьи 56 вступил в силу с 25 августа 1992 года (Постановление ВС РФ от 10.07.1992 n 3267-1). 2. Отношения работника образовательного учреждения и администрации регулируются контрактом, заключаемым на определенный срок. Условия контракта не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

Статья 57. Международное сотрудничество. 1. Сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в области образования строится на основе международных договоров и соглашений, не противоречащих настоящему Закону.

Статья 58. Внешнеэкономическая деятельность. 1. Органы управления образованием, образовательные учреждения имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.




Вернутся в раздел Законодательство РФ