Законодательство РФ

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ (утв. ВС РФ 09.10.1992 n 3612-1) (ред. от 23.06.1999, с изм. от 23.12.2003)



ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КУЛЬТУРЕ
(в ред. Федерального закона от 23.06.99 N 115-ФЗ)
(с изм., внесенными Федеральными законами
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,
признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,
отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально - экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,
выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,
Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее - Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре. Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре. Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов республик в составе Российской Федерации о культуре.

Статья 3. Основные понятия. Используемые в настоящих Основах термины означают:

Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре. Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях:

Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития. Органы государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Статья 10. Право на творчество. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Право собственности в области культуры. Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко - культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.

Статья 19. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации устанавливаются только законами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 20. Право на сохранение и развитие культурно - национальной самобытности народов и иных этнических общностей. Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно - национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно - исторической среды обитания.

Статья 21. Право на культурно - национальную автономию. Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально - государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно - национальную автономию.

Статья 24. Культурно - национальные организации иных государств в Российской Федерации. Российская Федерация на основании межгосударственных соглашений определяет условия поддержки зарубежными странами культурно - национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций культуры соотечественников, проживающих в Российской Федерации, гарантирует правовую защиту указанных образований.

Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации. ------------------------------------------------------------------

Статья 26. Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды. ------------------------------------------------------------------

Статья 27. Государство и положение творческих работников. Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права.

Статья 28. Государство и организации творческих работников. Российская Федерация содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников.

Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации. ------------------------------------------------------------------

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности. Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Статья 32. Обязанности государства по преодолению монополии в области культуры. Действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статья 34. Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации. Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.

Статья 36. Обязанности государства по ведению статистики культуры. Органы государственной власти и управления ведают всей официальной статистикой культуры в Российской Федерации, обязаны обеспечить ее достоверность, своевременность и открытость.

Статья 37. Компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации в области культуры. К ведению федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации в области культуры относятся:

Статья 38. Совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга в области культуры. К совместному ведению органов государственной власти и управления Российской Федерации и субъектов Федерации в области культуры относятся:

Статья 39. Компетенция органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга в области культуры. К ведению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации в области культуры относятся:

Статья 40. Компетенция в области культуры органов местного самоуправления. К ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:

Статья 41. Условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры. В Российской Федерации могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно - правовых формах организации культуры, основанные на федеральной собственности, собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, международных организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на смешанных формах собственности.

Статья 42. Права и обязанности учредителя (учредителей) организации культуры.. Отношения учредителя (учредителей) и организации культуры регулируются действующим законодательством, а также договором. Договор между учредителем (учредителями) и организацией культуры определяет взаимные обязательства сторон, условия и порядок использования имущества, порядок финансирования деятельности организации культуры учредителем (учредителями), материальную ответственность сторон, основания и условия расторжения договора, решение социальных вопросов.

Статья 43. Собственность в области культуры. В Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Статья 44. Приватизация в области культуры. Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.

Статья 45. Финансирование культуры и культурной деятельности. Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Действие части второй статьи 45 в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 27.12.2000 n 150-ФЗ; с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом от 30.12.2001 n 194-ФЗ; с 1 января по 31 декабря 2003 года Федеральным законом от 24.12.2002 n 176-ФЗ; c 1 января по 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 23.12.2003 n 186-ФЗ. На эти цели ежегодно направляется не менее 2-х процентов средств республиканского бюджета Российской Федерации. Действие части третьей статьи 45 в части, не обеспеченной финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года Федеральным законом от 24.12.2002 n 176-ФЗ; c 1 января по 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 23.12.2003 n 186-ФЗ. Размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации и местных бюджетах не могут быть менее 6-ти процентов средств соответствующих бюджетов.

Статья 46. Финансовые ресурсы организации культуры. Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных доходов и поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации.

Статья 47. Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных организаций культуры. Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.

Статья 48. Инвестиционная политика в области культуры. В Российской Федерации обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально - технической базы культуры.

Статья 49. Обеспечение развития культуры в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Российская Федерация обеспечивает приоритет в развитии культуры в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.

Статья 50. Материально - техническое обеспечение культуры. Органы государственного управления обеспечивают потребность в продукции, необходимой для реализации федеральных и региональных программ сохранения и развития культуры, строительства и реконструкции особо ценных объектов культуры, государственной поддержки функционирования организаций культуры, на условиях поставок продукции и товаров для государственных нужд.

Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры. Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 52. Цены и ценообразование в области культуры. Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Статья 53. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности. Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.

Статья 54. Трудовые отношения и принципы оплаты труда работников культуры. Трудовые отношения работников в области культуры регулируются действующим законодательством о труде.

Статья 57. Политика и приоритеты международных культурных обменов. Политика и приоритеты международных культурных обменов Российской Федерации определяются федеральными государственными программами, соглашениями Российской Федерации с другими государствами.

Статья 59. Российские культурные и исторические ценности за пределами Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей.

Статья 61. Участие в международных организациях культуры. На территории Российской Федерации могут беспрепятственно создаваться филиалы и другие структуры международных культурных фондов и организаций. Любое юридическое и физическое лицо имеет право вступления в международные организации культуры в соответствии с порядком, определенным их уставами. Организации культуры Российской Федерации имеют право вовлечения в свои ряды иностранных членов, а также самостоятельного распоряжения целевыми поступлениями от иностранных государств, международных организаций и частных лиц.

Статья 62. Ответственность за нарушение законодательства о культуре. Ответственность за нарушение законодательства о культуре устанавливается уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации.




Вернутся в раздел Законодательство РФ