РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОДЕКС
ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
31 марта 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 26.05.2001 N 59-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 06.04.2004 N 7-П)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. 1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
Статья 2. Понятие торгового мореплавания. Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом. 1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:
Статья 4. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации. 1. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
Статья 5. Государственное управление в области торгового мореплавания. 1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием. 1. Государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Статья 7. Судно. 1. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Статья 9. Морские порты. Портовые власти. 1. Под морским торговым портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
Статья 11. Расчетная единица. 1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 170, 190, 320, 331, 359 и 360 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
Статья 12. Субъекты права собственности на судно. 1. Суда могут находиться в собственности:
Статья 14. Передача судна в доверительное управление. 1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.
Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. 1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:
Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. 1. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, указанных в пункте 1 статьи 33 настоящего Кодекса.
Статья 17. Национальность судна. 1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации.
Статья 18. Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:
Статья 19. Временный перевод судна под флаг иностранного государства. 1. При предоставлении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре или судовой книге, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такое судно может быть временно переведено под флаг иностранного государства на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с приостановлением права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:
Статья 20. Название судна. 1. Судно, подлежащее регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге, должно иметь свое название.
Статья 21. Позывной сигнал. 1. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.
Статья 22. Органы технического надзора и классификации судов. 1. Технический надзор за судами, указанными в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и их классификация осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов (далее - органы технического надзора и классификации судов).
Статья 23. Технический надзор за судами. 1. Судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.
Статья 25. Основные судовые документы. 1. Судно должно иметь следующие основные судовые документы:
Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов. 1. Спортивные, прогулочные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью менее чем 80 тонн должны иметь следующие судовые документы:
Статья 29. Органы, выдающие судовые документы. 1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет и свидетельство о праве собственности на судно выдаются органом, осуществляющим регистрацию судна.
Статья 32. Правила ведения судовых документов. Хранение судового журнала. 1. Судовая роль и указанные в подпунктах 12 - 18 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса журналы судов, за исключением журналов судов рыбопромыслового флота, ведутся в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; судовая роль и указанные в подпунктах 12 - 17 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса журналы судов рыбопромыслового флота - в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Статья 33. Реестры судов Российской Федерации. 1. Судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):
Статья 34. Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы. 1. Регистрация судов, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей, осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Статья 35. Органы, осуществляющие регистрацию судов. 1. Регистрация судов, указанных в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса, осуществляется капитаном морского торгового порта, за исключением судов рыбопромыслового флота, регистрация которых осуществляется капитаном морского рыбного порта.
Статья 37. Условия регистрации судов. 1. Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов.
Статья 38. Регистрация судна в бербоут-чартерном реестре. 1. В бербоут-чартерном реестре судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса.
Статья 39. Сведения, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр или судовую книгу. 1. Регистрация судов осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге на имя собственника (собственников).
Статья 40. Сведения, подлежащие внесению в бербоут-чартерный реестр. 1. Регистрация судов осуществляется в бербоут-чартерном реестре на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.
Статья 43. Изменение порта (места) регистрации судна. 1. Порт (место) регистрации судна может быть изменен по просьбе собственника судна. При изменении порта (места) регистрации судна все сведения, содержащиеся в Государственном судовом реестре или судовой книге, ведущихся в прежнем порту (месте) регистрации судна, вносятся в Государственный судовой реестр или судовую книгу, ведущиеся в новом порту (месте) регистрации судна, на основании документов, переданных капитаном прежнего порта (места) регистрации судна.
Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих регистрацию судна. 1. В случае утраты свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета дубликаты таких судовых документов выдаются органом, в котором зарегистрировано судно.
Статья 46. Отказ в регистрации судна и прав на него. В регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если:
Статья 47. Исключение судна из Государственного судового реестра или судовой книги. Из Государственного судового реестра или судовой книги подлежит обязательному исключению судно:
Статья 49. Судно, конструктивно погибшее. Поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если:
Статья 51. Ответственность за нарушение правил регистрации судов. Лицо, уклоняющееся от обязательной регистрации судна, зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 52. Состав экипажа судна. 1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.
Статья 53. Минимальный состав экипажа судна. 1. Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:
Статья 54. Дипломирование членов экипажа судна. 1. К занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статья 56. Гражданство членов экипажа судна. 1. В состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.
Статья 57. Трудовые отношения на судне. 1. Порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
Статья 58. Репатриация членов экипажа судна. 1. Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в случае:
Статья 60. Обязанности судовладельца. 1. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:
Статья 62. Обязанность оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море. 1. Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.
Статья 63. Обязанность оказать помощь после столкновения судов. 1. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после их столкновения, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа.
Статья 67. Поддержание порядка на судне. 1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.
Статья 69. Капитан судна как орган дознания. 1. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также инструкцией о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Статья 70. Обязанности капитана судна в случаях оставления завещания, рождения на судне ребенка и смерти на судне. 1. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.
Статья 72. Неотложная надобность в деньгах для продолжения плавания. 1. Капитан судна в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.
Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна. В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.
Статья 74. Капитан морского порта. 1. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта.
Статья 76. Функции капитана морского торгового порта и капитана морского рыбного порта. На капитана морского торгового порта и капитана морского рыбного порта соответственно возлагается осуществление следующих функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в указанных портах:
Статья 79. Контроль за судами. 1. Контроль за судами, выходящими в море, осуществляет капитан морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся укомплектования экипажей судов.
Статья 80. Разрешение на выход судов из морского порта. 1. Каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из морского порта.
Статья 81. Задержание судна и груза портовыми властями. 1. Портовые власти по просьбе лица, имеющего требование, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, могут задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения.
Статья 84. Ответственность за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту. За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 86. Цели лоцманской проводки судов. Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:
Статья 87. Морские лоцманы. 1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов. 1. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб государственных организаций и за деятельностью негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в пределах своей компетенции осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов. 1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке.
Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов. 1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость.
Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:
Статья 93. Лоцманское удостоверение. 1. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.
Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана. 1. Капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание.
Статья 95. Объявление капитаном судна данных о судне. 1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.
Статья 101. Возвращение лоцмана. 1. Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.
Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна. 1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.
Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности. 1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность, предусмотренную статьей 103 настоящего Кодекса, суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.
Статья 106. Лоцманский сбор. С судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 107. Сфера применения правил, установленных настоящей главой. 1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации.
Статья 108. Подъем затонувшего имущества его собственником. 1. Собственник затонувшего имущества, если он намерен поднять затонувшее имущество, должен известить об этом капитана ближайшего морского торгового порта или капитана ближайшего морского рыбного порта в течение одного года со дня, когда имущество затонуло.
Статья 109. Обязанность собственника поднять затонувшее имущество. 1. В случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского торгового порта или капитана морского рыбного порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.
Статья 111. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества портовыми властями. 1. Портовые власти имеют право поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если:
Статья 113. Право портовых властей на полное возмещение понесенных ими расходов. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества осуществлялись в соответствии с пунктом 1 статьи 111 настоящего Кодекса, по истечении срока, предусмотренного статьей 112 настоящего Кодекса, портовые власти имеют право:
Статья 114. Случайно поднятое затонувшее имущество. Затонувшее имущество, случайно поднятое во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации или открытом море при осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием, должно быть сдано в ближайший морской торговый порт или ближайший морской рыбный порт. В таком случае выплачивается вознаграждение в размере одной трети стоимости сданного имущества.
Статья 115. Определение и виды договора морской перевозки груза. 1. По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Статья 117. Форма договора морской перевозки груза. 1. Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.
Статья 118. Долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов и его соотношение с договором морской перевозки груза. 1. Перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов.
Статья 123. Временное прекращение или ограничение приема грузов для перевозок. 1. При явлениях стихийного характера, крушениях и авариях, вызвавших перерыв в движении, и объявлении карантина прием грузов может быть временно прекращен или ограничен распоряжением портовых властей с немедленным уведомлением соответственно федерального органа исполнительной власти в области транспорта и федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, которые устанавливают срок действия временного прекращения или ограничения приема грузов для перевозок.
Статья 124. Мореходное состояние судна. 1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.
Статья 126. Порт погрузки. 1. Перевозчик обязан подать судно в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера. Фрахтователь обязан указать безопасный порт погрузки.
Статья 127. Место погрузки груза. 1. При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в указанное фрахтователем место погрузки груза. Фрахтователь должен указать безопасное и пригодное для погрузки груза место, которое судно может достичь без опасностей, в котором может находиться, оставаясь на плаву, и из которого может выйти с грузом. В случае, если фрахтователем указано место, непригодное для погрузки груза, или несколькими фрахтователями указаны разные места погрузки груза, перевозчик может подать судно в место погрузки груза, обычно используемое в данном порту.
Статья 129. Уведомление о готовности судна к погрузке груза. 1. При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. Такое уведомление может быть подано только в случае, если судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания.
Статья 130. Сталийное время. 1. Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
Статья 131. Контрсталийное время. 1. По окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время). При отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
Статья 134. Право перевозчика отправить судно в плавание по истечении контрсталийного времени. 1. Перевозчик имеет право по истечении контрсталийного времени отправить судно в плавание, если даже весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.
Статья 137. Удаление постороннего груза. 1. В случае предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений отправитель может потребовать удаления постороннего груза с судна, части судна или из судовых помещений в порту отправления, в случае предоставления для перевозки груза всего судна - в любом порту захода.
Статья 138. Палубный груз. 1. Перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами Российской Федерации либо обычаями делового оборота.
Статья 139. Упаковка и маркировка груза. 1. Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются также и к предъявляемым отправителем контейнерам.
Статья 141. Документы, касающиеся груза. Отправитель должен своевременно передать перевозчику все требуемые в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами касающиеся груза документы и несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты таких документов.
Статья 142. Выдача коносамента. 1. После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.
Статья 144. Содержание коносамента. 1. В коносамент должны быть включены следующие данные:
Статья 145. Оговорки в коносаменте. Доказательственная сила коносамента. 1. В случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.
Статья 148. Передача коносамента. Коносамент передается с соблюдением следующих правил:
Статья 149. Право распоряжения грузом. 1. Отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. При передаче права распоряжения грузом получателю или третьему лицу отправитель обязан уведомить перевозчика об этом.
Статья 150. Обязанности перевозчика в отношении груза. 1. Перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.
Статья 151. Опасный груз. 1. В случае, если груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе, сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах, такой груз может быть в любое время в зависимости от обстоятельств выгружен, уничтожен или обезврежен перевозчиком без возмещения отправителю убытков.
Статья 153. Препятствия заходу судна в порт назначения. 1. В случае, если вследствие запрещения соответствующих властей, стихийных явлений или иных причин, не зависящих от перевозчика, судно не может зайти в порт назначения, перевозчик обязан немедленно уведомить об этом отправителя или фрахтователя либо управомоченное распоряжаться грузом лицо, когда такое лицо известно перевозчику.
Статья 155. Отказ отправителя или фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза. 1. При предоставлении всего судна для перевозки груза отправитель или фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при условии уплаты:
Статья 156. Отказ от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон. 1. Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:
Статья 157. Прекращение договора морской перевозки груза вследствие невозможности его исполнения. 1. Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств:
Статья 158. Лицо, имеющее право на получение груза. 1. Груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента:
Статья 159. Сдача груза на хранение. 1. В случае, если для перевозки груза предоставлено не все судно и в порту выгрузки получатель не востребовал груз или отказался от него либо так задержал его прием, что груз не мог быть выгружен в установленное время, перевозчик вправе сдать груз на хранение на склад или в иное надежное место за счет и на риск управомоченного распоряжаться грузом лица с уведомлением об этом отправителя или фрахтователя, а также получателя, когда он известен перевозчику.
Статья 160. Платежи при выдаче груза получателю. Право удержания груза. 1. Получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой су