Что нужно знать о своих правах ученикам и учителям

Что нужно знать о своих правах ученикам и учителям



Современная школа столкнулась с острой проблемой - все чаще возникают ситуации, когда ученики очень хорошо знают свои права, а учителя не имеют о них никакого представления. А ведь все права и обязанности учителей и учеников прописаны в Законе «Об образовании». Но это своего рода «глобальные» права - право на образование в соответствии с государственным образовательным стандартом, право на уважение человеческого достоинства, свободу совести, выражение собственных убеждений...

Но в каждой школе, лицее или гимназии может быть создан свой устав, в котором перечислены права и обязанности сотрудников и учеников именно этого образовательного учреждения. И они могут быть гораздо шире, чем в законе. Так чему же подчиняться - федеральному документу или школьному уставу?

- Устав общеобразовательного учреждения не может противоречить Закону «Об образовании», наоборот, он должен отражать его принципы, - рассказали «Комсомолке» в Комитете по образованию Администрации Петербурга. - По закону ученики на общественных началах вправе создавать различные органы самоуправления. Учащиеся имеют право, создавая общественные органы, участвовать в управлении школой. В свою очередь администрация и педсоветы школ обязаны содействовать ученикам в управлении школьными процессами.

КОНКРЕТНО

Ученик имеет право:

* выбирать образовательные учреждения и формы получения образования (только совершеннолетние ученики)
* учиться дома, а потом сдать экзамены экстерном
* пользоваться библиотекой и другими информационными ресурсами школы
* получать дополнительные (в том числе платные) уроки
* участвовать в управлении школой
* на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений
* перейти в другую школу.

Учитель имеет право:

* участвовать в управлении школой
* защищать свою честь и достоинство
* получить копию жалобы, поданной на него учеником
* выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбирать методы оценки знаний обучающихся, воспитанников
* не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы - право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

САМОУПРАВЛЕНИЕ

Родительский комитет: плюсы и минусы

Что они такое - помощь или финансовый пылесос?

Да-да, родительские комитеты еще существуют. И, кстати, неплохо прижились в большинстве петербургских школ.

- В родительский комитет, как правило, вступают самые энергичные папы и мамы, - рассказывает заместитель председателя Комитета по образованию Петербурга Юрий СОЛЯНИКОВ. - Обычно в каждом классе находится пара-тройка активистов, согласных взять на себя организацию всех внеклассных мероприятий. Учителю и школе подобная помощь только на руку.

Но самый большой минус родительских комитетов в том, что именно они и становятся двигателями всякого рода денежных поборов, выступая с инициативой «сброситься на что-нибудь эдакое» для класса или школы в целом.

Конечно, ваше право всегда оставить свои средства при себе. Вот только доказать это пышущим энергией представителям комитета бывает ой как непросто.

По закону никакие родительские комитеты не имеют права собирать деньги. Ведь они не юридические лица. Но будем реалистами. Всегда есть ситуации, когда нужно, например, собрать деньги на экскурсию.

В одной из петербургских школ родительский совет почувствовал себя до того всемогущим, что посчитал себя полноправным вмешиваться в личную жизнь семей учеников (!). И стал «принимать меры по созданию нормальных условий жизни детей в семье», сообщая о «нехороших родитеях» по месту работы.

- Увы, у родительских комитетов нет ни устава, ни правил работы, а все действия регламентированы только совестью их членов, - комментирует этот случай Юрий СОЛЯНИКОВ. - Они не подведомственны и нашему комитету. А свои действия обычно согласовывают с классным руководителем и остальными родителями.

Объединившись, активисты-родители могут стать мощнейшей силой. Спорить с которой практически бесполезно.

ВАЖНО

Финансирование - достаточное

Единственное, с чем категорически не стоит мириться, это случаи, когда родительские комитеты начинают действовать от имени школы. И собирать деньги на ремонт и прочие «нужные» вещи.

- У нас в городе все государственные школы получают достаточное финансирование, - говорит Соляников. - В этом году только в ремонт вложено 530,5 миллиона, а в следующем планируют потратить еще больше - 566 миллионов рублей.

Так что если в школе по-прежнему крошатся стены и течет крыша, возникает резонный вопрос: а куда смотрел директор? Что сделано в школе за государственный счет, зависит только от него.


АЛЬТЕРНАТИВА

Советы опять берут власть

В Комитете по образованию считают более перспективной другую форму объединения родителей

Отличный шанс действительно повлиять на развитие школы - вступить в школьный попечительский, или управляющий, совет. Попасть туда может каждый чувствующий в себе силы родитель.

- Все их права и обязанности специально прописаны в уставе школы, положении о совете и других нормативных документах, - объясняет Юрий Соляников. - Это совещательный орган администрации школы, с помощью которого она размышляет над возникшими проблемами и принимает конкретные решения. Своего рода дума для директора, на созывы которой приходят записанные в совет «депутаты»-родители.

Что ни говори, а конкретных успехов им добиться куда реальнее. Попечители чувствуют себя на равных с директором. Они способны фактически вершить судьбы своих детей и всей школы в целом.

Директор же, в свою очередь, отчитывается перед попечительским советом о том, что было сделано за это время в школе и куда потрачены те или иные средства. А также рассказывает о планах на будущее и программе развития школы. Попечители решают, пойдет это их детям на пользу или нет. А потом доносят эти планы до всех родителей.

- Это здорово, когда есть такой орган, - говорит Юрий Владимирович. - Директор чувствует, что за ним присматривают. И готов делиться своей ответственностью с родителями. А когда все делается сообща, согласитесь, вероятность ошибки гораздо меньше.

 




Вернуться к списку новостей